Смекни!
smekni.com

Любовь как философская категория (стр. 4 из 21)

“Мало чем отличается от этого прибежища сексуальное оргиастическое решение проблемы. В определенном смысле, это естественная и нормальная форма преодоления отделенности и частичный ответ на проблему изоляции. Но для многих индивидов, чья отделенность не преодолима иными способами, источник сексуального удовлетворения обретает ту функцию, которая делает его не слишком отличимым от алкоголизма и наркомании. Оно становится отчаянной попыткой избежать тревоги, порождаемой отделённостью, и в результате ведет к еще большему увеличению чувства отделенности, поскольку сексуальный акт без любви никогда не может перекинуть мост над пропастью, разделяющей два человеческих существа. Разве что на краткий миг” (Фромм Э. Искусство любить).

Оргаистические состояния, как способ преодоления отделённости оказываются неэффективными в силу своей кратковременности и периодичности, они ведут к преждевременному физиологическому старению и даже к смерти. Только Единение в Любви может быть реальным ответом на преодоление отделённости человека.

Уровень взаимодействия.

На этом уровне отделённость проявляется как отчуждённость, то есть ощущение своей малости, ничтожности и беззащитности перед силами Природы. Ещё Блез Паскаль обратил внимание на то, что люди опасаются оставаться наедине с собой, со своими мыслями и именно потому ищут спасения от одиночества в развлечении. Недаром, одиночное заключение во все века считалось наказанием куда более страшным, чем помещение осужденного в общую камеру.

Действительно, подавляющее большинство людей не могут оставаться один на один со своими мыслями. Они общаются с друзьями, стараясь проводить с ними как можно больше свободного времени. Если это по каким-либо причинам невозможно, то человек либо читает, либо смотрит телевизор, либо болтает по телефону, то есть делает всё что угодно, только не остаётся наедине с собой и своими мыслями. Мало, кто способен, оставшись наедине, просто удобно сесть в кресло, расслабиться и прислушаться к самому себе. Позволить своим мыслям течь свободно, не концентрируя внимания ни на одной из них. Вслушаться в себя, в своё внутреннее состояние, отмечая краем сознания малейшие движения или изменения в своем теле и сознании. Не управлять телом и мыслями, а слушать их, хотя бы по 5-10 минут в день. Именно в таком состоянии кажущегося безделья, совершается самая напряжённая и самая необходимая для человека работа по его духовному совершенствованию. Именно это лежит в основе всех духовных практик, которые, кроме описанного состояния, используют различные действия или атрибуты усиления, но именно как дополнительные.

Обычно, причиной такого нежелания общаться с самим собой называют скуку. Но это не более чем лежащая на поверхности отговорка. На самом деле, на уровне сознания – это элементарная лень, а на уровне подсознания, ещё и страх. Страх остаться один на один со своей ничтожностью перед бесконечностью мира.

Корни этого страха также лежат в трансцендентности человека. Индивидуальное сознание каждого человека, пребывая в качестве потенции в Едином Сознании Мира, то есть в своей трансцендентности, было едино со всей бесконечностью бытия. Родившись в материальном мире, человек как существо разумное, осознал свою ничтожность, как биологического существа, перед Бесконечностью Вселенной.

«Когда я размышляю о мимолетности моего существования, погруженного в вечность, которая была до меня и пребудет после, и о ничтожности пространства, не только занимаемого, но и видимого мной, пространства, растворенного в безмерной бесконечности пространств, мне не ведомых и не ведающих обо мне, – я трепещу от страха и спрашиваю себя, – почему я здесь, а не там, ибо нет причины мне быть здесь, а не там, нет причины быть сейчас, а не потом или прежде. Чей приказ, чей помысел предназначил мне это время и место?» (Паскаль Б. Из "Мыслей" // Ларошфуко Ф. и др. Суждения и афоризмы).

Если отделённость есть ощущение своей отдельности от людей и мира, то отчуждённость есть ощущение своей беззащитности перед миром и людьми. Преодолевая собственную отчуждённость, человек стремиться к единению с другими людьми. Один – я ничто, вместе – мы сила. Но, здесь человек сталкивается с ещё одной проблемой – невозможностью полного взаимопонимания между людьми. Мы не в состоянии проникнуть хоть сколько-нибудь глубоко не только во внутренний мир других людей, но и в свой собственный. Одна из причин этого описана выше – страх собственной ничтожности перед бесконечностью мира. Другая причина более приземлённая, корни которой лежат в самих человеческих взаимоотношениях.

Каждый человек является носителем огромного количества слабостей, страхов и комплексов. Это результат как биологической природы человека, которая закладывает их в каждого из нас на уровне инстинктов, так и их приобретения в процессе рождения, взросления и сознательной деятельности. Именно наличие этих слабостей, страхов и комплексов не позволяет человеку раскрываться перед другими людьми больше минимально необходимого для общения уровня, чтобы избежать уязвимости перед ними. Каждый человек раним, особенно в том, что касается его индивидуальных, как психологических, так и физиологических особенностей. Совершенная бесчеловечность социальных взаимоотношений, утверждаемая на протяжении тысячелетий, вынуждает человека скрывать свой внутренний мир от посторонних взглядов. Поэтому возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, человек стремиться к единению с другими людьми, чтобы избавиться от своей беззащитности перед миром. С другой стороны, человек в этом единении, не позволяет себе раскрываться больше необходимого минимума, чтобы не быть беззащитным перед людьми.

Тем не менее, люди стремятся к преодолению своей отчуждённости от других, и одним из самых распространённых способов такого преодоления является единство, основанное на приспособлении к группе, её обычаям, практике и верованиям. На уровне взаимодействия существует множество социальных структур, которые являются своеобразными кругами единения. Семья, род, нация, раса, человечество. Друзья, трудовой коллектив, партия, социальный класс, государство, – все эти социальные структуры, как и многие другие, есть круги единения. Для всех этих структур, как кругов единения существует простое, но незыблемое правило: “чем большее количество людей входит в круг единения, тем сильнее этот круг, как социальная структура, но тем слабее сила единства между людьми, его составляющими”. Верно и обратное утверждение: “чем меньше людей входит в круг единения, тем больше сила их единства”.

Из этого следует, что, с одной стороны, чем большее количество людей “любит” человек (христианская любовь), тем слабее сила его любви, которая, в конечном счете, вырождается в обычное равнодушие, с другой стороны, круг единения, состоящий из двух людей, а именно из мужчины и женщины, является максимально возможной формой социального единства. Почему именно мужчины и женщины, а не мужчины и мужчины, или женщины и женщины? Да потому, что реальное единство есть объединение противоположных начал, в данном случае: мужского и женского. Сознание плюс Сознание или Материя плюс Материя есть абсурдное, “мертвое” единство, не способное создать мир. Только единство противоположностей Сознания и Материи создают Мир и дают жизнь всему сущему в нём. Так и мнимое единство мужчины и мужчины или женщины и женщины являются мертвым единством, не способным к созиданию новой жизни. Отношения, которые, в принципе, не могут дать новую Жизнь, не могут быть реальной Любовью. Это не относится к парам, которые не могут иметь детей по медицинским показателям. Поэтому, именно круг единения, в который входят конкретный мужчина и конкретная женщина является максимально возможной формой социального единства и основой, стержнем любой Семьи.

Круг единения «Он - Она», как социальное образование, самая слабая структура, но, как межличностный союз это, самая мощная из всех существующих форм единства. Если Он и Она заключены в круг единения реальной Любви, то вся бесконечность и мощь Вселенной представляются им совершенно ничтожными. Нет Силы, способной извне разрушить их единство. Даже вездесущая Смерть не властна над этим единством реальной Любви. Физическое отсутствие любимого человека, не может прервать его постоянного присутствия в сознании и сердце любящего, нарушить их духовное единство. Недаром, многие авторы, исследующие феномен Любви, утверждают, что именно Любовь является реальным способом достижения как индивидуального, так и всеобщего Бессмертия.


Смерть и Время царят на земле, –

Ты владыками их не зови;

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

(В. С. Соловьёв)

Как знать, может быть, люди до сих пор ничего не слышали о примерах бессмертия лишь потому, что за всё время существования человечества не нашлось ни одной пары, в которой мужчина и женщина не имели бы, НИ ОДНОЙ сексуальной связи с кем бы то ни было, кроме друг друга?

Но, и круг единения “Он - Она” может быть разорван – изнутри. Лишь один из пары может сделать это, если совершенно осознано и добровольно вступит в сексуальную связь с чужим человеком, опустив тем самым себя до уровня животного, отказавшись от своего Человеческого Достоинства, обесчестив себя непорядочностью поступка. В этом случае, круг единения разрывается НАВСЕГДА, и восстановить его уже НЕВОЗМОЖНО. Круг единения не носок, который можно заштопать, даже если вместо иголки и ниток использовать раскаяние и прощение. Поскольку, Единение является фундаментом реальной Любви, то все её остальные отличительные признаки проваливаются в образовавшуюся пропасть измены и предательства. Пара ещё может жить вместе, но ни реальной Любви, ни Счастья у них уже не будет НИКОГДА.