Смекни!
smekni.com

Лютер и предопределение (стр. 2 из 2)

Берта Порозовская утверждает, что мнение Лютера о свободной воле и двойном предопределении, высказанное в «Рабстве воли» «…никогда не было взято им назад, но никогда и нигде больше не повторялось».[7]

Эта проблема, которую мы подняли относительно предисловия Т. Кузнецовой является, по нашему мнению, одним из симптомов присущей современному христианству болезни — нежелание познавать истину такой, какая она есть. Богословие Реформации не изучают, поэтому делают глупые ошибки и вводят в заблуждение других.

Авторы:

· Ревич Орест

· Виктор Почтаренко (Христианская евангельская церковь «Гефсимания», г. Львов)

Примечания:

1. Б.Порозовская «Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность», СПб., 1994. — c.5 (Предисловие Татьяны Кузнецовой).

2. Алистер Мак Грат «Богословская мысль Реформации», Одесса, 1994. — с.158 (Глава 6. Доктрина предопределения).

3. Там же. — c.165.

4. Философский словарь (под ред. М.М. Розенталя), Москва, 1968. — c.287.

5. Мартин Лютер. «О рабстве воли». — в книге «Эразм Роттердамский. Философские произведения.», Москва, 1987., издательство «Наука» (под ред. доктора философских наук В.В. Соколова) — Приложения.

6. Мартин Лютер «О рабстве воли». — в книге «Избранные произведения», СПб,1997. — с.316.

7. Б.Порозовская: «Мартин Лютер, его жизнь и реформаторская деятельность» — СПб., 1994 — с.73.

Лютер и предопределение (дополнение)

Некий лютеранин Дмитрий наводит «ложное и ошибочное учение кальвинистов о предопределении и провидении Божьем» в 4 пунктах и утверждает, что «учение Лютера и лютеранской церкви имеет мало общего с учением Кальвина». По поводу учения лютеранской церкви я без особых сомнений соглашусь. Но в отношении Лютера — не просто не могу согласиться, но утверждаю, что Лютер и Кальвин учили об одном и том же предопределении. Говоря современными словами, Лютер — кальвинист. Нижеизложенные цитаты Лютера подтверждают 4 «заблуждения» кальвинистов, изложенные по словам Дмитрия в Книге Согласия (Сводные артикулы [статьи визитации], IV).

Сравните сами:

І. Что Христос умер не за всех людей, но лишь за избранных.

Мартин Лютер пишет:

«Ибо в абсолютном смысле Христос умер не для всех, потому что Он говорит: «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих...», — Он не говорит : «за всех», — «...изливаемая во оставление грехов»(Мк.14:24; Мтф. 26:28)» (с. 415, Л.к Рим.*).

Для противников подобных «кальвинистских» высказываний вдобавок отмечу, что Лютер, как и большинство истинных кальвинистов, проповедовал также «другую сторону медали»:

«Потому что Христос — не жестокий господин, Он — Умилостивление за грехи всего мира» (с. 40, Л.к Гал.*);

«…чтобы вы приобрели уверенность, что Христос уничтожил не только грехи некоторых людей, но также грехи ваши и всего мира. Жертва была принесена за грехи всего мира, даже несмотря на его неверие. ...То есть веруйте, что Христос был предан не только за грехи других, но и за ваши грехи» (с. 40, Л.к Гал.*).

Для понимания двух, на первый взгляд, взаимоисключающих утверждений Лютера я приведу несколько замечаний.

Когда Лютер говорит о жертве Христа за всех, то он добавляет:

1. «Я избегаю всяких размышлений о Божием величии и опираюсь на человечность Христа.» (с. 41, Л.к Гал.*);

2. «Поэтому, размышляя об оправдании и о том, где можно найти Бога, оправдывающего и прощающего грешников, знайте, что нет другого Бога, кроме Человека Иисуса Христа. …ибо исследующий Божие могущество будет поглощён Его славою. Я по собственному опыту знаю, о чём говорю.» (с. 32, Л.к Гал.*);

3. «Поэтому, когда вам приходится думать о спасении, оставьте все размышления о [Божьем] могуществе, все мысли о делах, традициях и философии и, разумеется, о самом Законе Божьем» (с. 33, Л.к Гал.*).

К тому же следует иметь в виду, что Лютер отрицал наличие свободной воли у человека по отношению к Богу. А это — центральная ось его богословия в вопросе спасения (смотрите книгу «О рабстве воли»). Не принимая это в расчёт мы вряд ли поймём истинный смысл его высказываний.

Следующая цитата Лютера показывает его понимание вопроса о спасении людей:

«Христос, — говорит он [Павел], — избавил нас от этого порочного царства дьявола и мира, совершив это по воле, доброму соизволению и заповеди Отца (Гал. 1:4). Следовательно, мы были избавлены не по нашей собственной воле и не нашими стараниями (Рим.9:16), равно как и не нашею мудростью и не по [нашему] собственному замыслу.» (с. 45, Л.к Гал.*)

II. Что Бог создал большую часть людей для вечного осуждения и не желает того, чтобы они обратились и были спасены.

Мартин Лютер заявляет:

«Бог совершает много такого, о чём Он не объявляет нам в своём слове, и желает много такого, о чём не желает нам объявлять в своём слове. Так, смерти грешника Он не желает как раз по слову своему, однако по своей неисповедимой воле Он её желает. Ныне нам надлежит смотреть на его слово и оставить в стороне его неисповедимую волю» (с. 398, М.Лютер, «О рабстве воли»);

«Второе возражение заключается в том, что «[Бог]...хочет, чтобы все люди спаслись...» (1Тим.2.4), и Он отдал Своего Сына за нас, людей, и создал человека для жизни вечной. Подобным же образом: Всё существует для человека, а сам человек существует для Бога, для того, чтобы Он мог получать удовольствие от него, и т.д. Эти и другие, подобные им утверждения, могут быть опровергнуты столь же легко, как и первое. Ибо данные библейские фрагменты всегда должны пониматься, как относящиеся только к избранным, о чём Апостол говорит в 2 Тим. (2:10): «Посему ...всё...ради избранных».Ибо в абсолютном смысле Христос умер не для всех, потому что Он говорит: «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих...», — Он не говорит: «за всех», — «...изливаемая во оставление грехов» (Мк.14:24; Мтф. 26:28)» (с. 414–415, Л.к Рим.*);

«Он говорит, во-первых: «...Призванным по Его изволению...». Отсюда явственно вытекает, что другие не призваны по Его изволению. Термин «изволение» [«замысел»] описывает предопределение Божье, свободное избрание и обсуждение или совет» (с. 412, Л.к Рим.*).

III. Что избранные и возрождённые не могут утратить веру и Святого Духа и быть осуждены, даже если они совершают великие грехи и всевозможные тяжкие преступления.

Мартин Лютер утверждает:

«Но теперь, когда Апостол говорит:«Кто будет обвинять...? Кто осуждает?...Кто отлучит...?» (стихи 33–35), он показывает, что избранные спасены не случайно, но это неизбежно. Здесь нам показано, что никакая случайность не может воспрепятствовать нашему спасению, равно как никакое наше, пусть даже исключительно могучее, сопротивление злу, столь обильно окружающему нас, не может ему способствовать. Действительно, Он спасает нас таким образом и подвергает Своих избранных, как уже было упомянуто здесь, воздействию столь многих злобных сил, каждая из которых стремится стащить избранных Божьих вниз, в вечные муки, проклятие и блуждание во тьме, для того, чтобы показать, что Он спасает нас не по нашим собственным заслугам и добродетелям, но исключительно по Своему избранию и согласно Своей неизменной воле, перед самым лицом столь многих злобных и ужасающих врагов, тщетно пытающихся нанести нам урон.» (с.409, Л.к Рим.*);

«Теперь же Он показывает, что мы спасены по Его нерушимой любви. И, таким образом, Он одобряет не нашу волю, но свою неизменную и твёрдую волю предопределения» (с. 410, Л.к Рим.*);

«Является ли случайность какого-либо события препятствием для предопределения Божьего?» И ответ на этот вопрос заключается в том, что у Бога просто нет никакой случайности, но всё это лишь нам кажется случайным» (с. 411–412, Л.к Рим.*).

IV. Что те, кто не является избранными, должны быть осуждены, и не могут обрести спасения, крестись они хоть тысячу раз и приходи они к Причастию хоть повседневно, и даже если они живут столь свято и безупречно, сколь это только возможно.

Мартин Лютер излагает следующее:

«В-третьих, Он демонстрирует Своё предызбрание тем фактом, что позволяет многим людям от самого их рождения вести благопристойную жизнь и творить добрые дела, но, несмотря на всё это, они не обретают спасения» (с. 413, Л.к Рим.*);

«...спасение никак не приходит в результате собственных дел, но приходит извне, а именно — от Бога, который избирает [тех, кому даровать спасение]» (с. 416, Л.к Рим.*);

«Бог воздвиг фараона для того, чтобы показать Свою силу (virtus)», «Возможно и другое, может существовать даже лучшее значение этого библейского фрагмента, а именно — что эту силу следует относить не ко спасению, но к погибели других, так, что значение изначально заключается в том, что это относится только к милосердному Богу, а не к тому, кто желает или действует. В качестве первого примера можно привести Иакова, который стал благим потому, что Бог помиловал его. Но если Бог не милует, то никто не становится благим, как это было в случае с фараоном. Таким образом, у нас есть примеры и того, и другого, а именно — мы видим, что если кто-то действует, то это благодаря милосердному Богу, а если же кто не желает действовать, то это не из-за милосердного Бога, но из-за Бога, который ожесточает. И такое истолкование кажется мне приемлемым, потому что из двух этих примеров немедленно следует утверждение: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (стих 18)» (с. 435–436, Л.к Рим.*).

Исходя из цитат Лютера, приведённых в предыдущей и в данной статье, каждый пусть сам делает вывод, учил ли Лютер двойному предопределению. Если же Вы человек, не доверяющий учителям с их слов, что до определённой меры разумно, то в статьях даны ссылки на названия трудов Лютера, которые Вы можете исследовать самостоятельно.

Дмитрию же скажет за меня Августин: «Есть ученики, которые нуждаются в хорошем учителе. И есть учителя, которым нужны осторожные ученики».

Примечания:

· Л.к Рим.* — «Лекции по «Посланию к Римлянам». Мартин Лютер. — Минск, изд. «ПИКОРП», 1996.

· Л.к Гал.* — «Лекции по «Посланию к Галатам». Мартин Лютер. — Минск, изд. «ПИКОРП», 1997.