Введение
Важную роль в формировании нравственного облика воина играет такое нравственно-эстетическое явление, как воинские ритуалы.
Представляя собой явление социальное, воинские ритуалы находятся во взаимосвязи со всей совокупностью проявлений общественного сознания, обладая при этом специфическими чертами и выполняя присущие только им функции.
Под ритуалом понимается сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами.
Ритуалы эмоционально выражают смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения.
Идейное ядро ритуала составляют идеология и мировоззрение определенных социальных групп, классов или общества в целом. В ритуалах также находят выражение нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона.
Испытывая воздействие нравственности, политики, права, религии, философии, ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания.
Ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские.
Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы служат закреплению и распространению воинских традиций, они социально обусловлены.
Ритуал по отношению к традиции, обычаю, обряду, церемонии может быть определен как своеобразные обрядово-церемониальные, строго регламентированные, как правило, закрепленные в законах традиционные действия и нормы поведения людей.
В первобытном обществе, не знавшем войн, не могли оформиться и воинские ритуалы. Появились лишь отдельные их элементы — боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращавшихся после вооруженных столкновений соплеменников. Обрядовая сторона военной деятельности первобытного человека была связана с необходимостью лучше подготовиться к вооруженному нападению, повторить приемы борьбы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе.
Как всякое явление общественной жизни, воинские ритуалы отражают две тенденции исторического развития — упрочение прогрессивных элементов, воспитывающих чувство патриотизма, ответственности за выполнение служебного долга, и насаждение карательных акций, призванных добиться слепого повиновения господствующему классу. Следовательно, по своей роли в развитии общества воинские ритуалы делятся на прогрессивные и регрессивные.
Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей, за которые плечом к плечу борются народ и армия. Они охватывают три основные сферы воинских отношений — сферу боевой деятельности, сферу учебно-боевой деятельности и сферу повседневной деятельности.
Какие же признаки характеризуют воинские ритуалы? Прежде всего эмоциональность, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал — это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление. Революционные и боевые традиции, нашедшие свое отражение в воинских ритуалах, не только убеждают, но и вызывают небывалый прилив энергии, необычайное воодушевление, воспринимаются как непосредственные достоверные факты. Гармоническая соразмерность, стройная и целесообразная организация столь же свойственны воинским ритуалам, как и другим явлениям искусства. Широта обобщений, многовековая традиционная основа, неповторимое своеобразие и убедительность живого созерцания обусловливают действенность и эмоциональность воинских ритуалов.
Существенным признаком воинских ритуалов является их своеобразная идеологизация.
Воинские ритуалы отличаются своей социальной широтой. Выражением социальной широты воинских ритуалов является их классовый, национальный и интернациональный характер. Воинские ритуалы служат интересам общенародного государства, воплощают в себе боевые традиции подлинно народной армии, призванной вести только справедливые войны, они сочетают национальные и интернациональные традиции, воспитывают воина — патриота и интернационалиста.
Воинские ритуалы за многовековой период своего развития изменяют содержание, но продолжают сохранять традиционные формы как дань уважения и признательности предшествовавшим поколениям. В этом их устойчивость.
Преемственность воинских ритуалов оказывает заметное влияние на развитие культуры и общества в целом. Преемственная связь между старым и новым является объективной закономерностью общественного развития.
Постоянное развитие и совершенствование советских воинских ритуалов — сложный процесс непрерывного изменения как формы, так и их традиционного содержания, порождаемый коренными изменения-ми, происходящими в Вооруженных Силах.
Ритуал приведения к военной присяге
Основным и нерушимым законом воинской жизни является Военная присяга. Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина выполнить свой долг перед Родиной.
Время приведения к Военной присяге объявляется в приказе командира воинской части. В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации под сопровождение оркестра выстраивается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой форме одежды с оружием.
Полк обычно выстраивается в линию ротных или взводных колонн. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им о значении Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству.
После этого командир воинской части приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге.
Командиры рот и других подразделений поочередно вызывают строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст.
Текст действующей Военной присяги утвержден Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу 28 марта 1998 г.
После прочтения текста Военной присяги военнослужащий собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на свое место в строю.
По окончании церемонии приведения к Военной присяге списки с личными подписями военнослужащих, приведенных к Военной присяге, вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет военнослужащих с приведением к Военной присяге, а всю часть — с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн. После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.
День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день.
Принятие Военной присяги для каждого военнослужащего остается в памяти на всю жизнь. Верность воинскому долгу, Военной присяге — это традиция Российских Вооруженных Сил, и ее соблюдение является мерилом нравственности гражданина, его дел и поступков. Выполняя свой воинский долг, каждый человек держит испытание на гражданскую и нравственную зрелость.
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части
Боевое Знамя воинской части есть особо почетный знак, отличающий особенности ее боевого предназначения, истории и заслуг, а также указывающий на ее принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации.
Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужественно защищать Боевое Знамя в бою и не допускать его захвата противником. При утрате Боевого Знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в этом, подлежат суду, а воинская часть — расформированию.
Для вручения Боевого Знамени воинская часть выстраивается с оружием в установленном порядке. При вручении Боевого Знамени в боевых условиях порядок построения воинской части определяется с учетом боевой обстановки.
Для выноса Боевого Знамени к месту построения в распоряжение начальника, прибывшего для вручения Боевого Знамени, командир воинской части назначает знаменщика и двух ассистентов из сержантов, прапорщиков или офицеров, преимущественно из числа награжденных орденами и медалями, отличников боевой подготовки, и знаменный взвод.
В установленное время знаменщик выносит Боевое Знамя в чехле и следует в трех шагах за начальником, вручающим Боевое Знамя, к месту построения воинской части. При этом знаменщик держит Боевое Знамя на левом плече, справа и слева от знаменщика следуют ассистенты.
Когда лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приблизится на 40—50 шагов к строю, командир воинской части подает команду: «Полк, под Знамя, смирно, равнение — направо!» Оркестр исполняет «Встречный марш».
Командир воинской части, подав команду, прикладывает руку к головному убору, подходит к лицу, прибывшему для вручения Боевого Знамени, и докладывает ему о том, что полк по случаю вручения Боевого Знамени построен.
В момент доклада командира воинской части оркестр прекращает игру. Знаменщик ставит Боевое Знамя к правой ноге вертикально.
Лицо, прибывшее для вручения Боевого Знамени, приняв доклад, становится перед серединой строя, здоровается с воинской частью и подходит к знаменщику. Знаменщик наклоняет Боевое Знамя и держит его горизонтально.
Вручающий Боевое Знамя снимает чехол и развертывает Боевое Знамя. Затем знаменщик, поставив Боевое Знамя вертикально и придерживая его правой рукой, становится лицом к строю.