Смекни!
smekni.com

Методология научного познания (стр. 7 из 10)

Каждый метод обусловлен прежде всего своим пред­метом, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объек­ты или их классы).

Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен. Это значит, ' что истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий именно специфику данного предмета.

Метод любого уровня общности имеет не только чисто теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него.

Метод не может быть дан весь, целиком до начала вся­кого исследования, но в значительной мере должен формиро­ваться всякий раз заново в соответствии со спецификой пред­мета.

Развитие современного научного познания свидетель­ствует о том, что методология "... не одалживается у близких или дальних соседей на время построения теории. Она прин­ципиально не представима здесь в виде спускаемых откуда-то сверху поучений по поводу того, как не надо строить теорию. Как показывает опыт развития науки, во всякой значительной научно-теоретической концепции мето­дологические моменты органически сливаются с предметно-содержательными", обусловливаются ими в конечном счете.

Следует иметь в виду, что в современной науке понятие "предмет познания" употребляется в двух основных значениях.

Во-первых, как предметная область — стороны, свой­ства. отношения действительности, обладающие относитель­ной завершенностью, целостностью и противостоящие субъек­ту в его деятельности (объект познания). Например, пред­метная область в зоологии — это множество животных. Раз­личные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организмов, физиология — функции его органов и т. п.).

Предметы познания могут быть как материальными, так и идеальными (сам процесс познания, его формы, уровни и т. д., различного рода абстракции, духовная культура или та­кие состояния как "дух народа", "дух времени" и т. д.).

Во-вторых, как система законов, которым подчиняется данный объект. Нельзя "разводить" предмет и метод, видеть в последнем только внешнее средство по отношению к пред­мету, никак не зависимое от него и лишь "налагаемое" на предмет чисто внешним образом.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как дви­жение в определенном материале, изучение его особеннос­тей, связей, отношений и т. п.

Способ движения (метод) и состоит в том, что исследова­ние должно детально освоиться с конкретным материалом (фактическим и концептуальным), проанализировать различ­ные формы его развития, проследить их внутреннюю связь.

В своей деятельности мы не можем выйти за пределы природы вещей, а потому метод познания объективной истины и выражающие его в своей совокупности категории мыш­ления — не "пособие человека", а выражение закономерно­сти и природы и человека.

Таким образом, истинность метода всегда детерминиро­вана содержанием предмета. Поэтому метод всегда был и есть "сознание о форме внутреннего самодвижения ее содержа­ния", "сам себя конструирующий путь науки". Такое понима­ние всегда было и остается очень важным и актуальным, в том числе и для развития современной науки, где "мы под­ходим к проблемам, в которых методология неотделима от вопроса о природе исследуемого объекта".

Итак, недопустимо рассматривать метод как некий ме­ханический набор предписаний, "список правил", на основе которых можно будто бы решить любые вопросы, возникаю­щие в жизни.

Кроме того, он не есть жесткий алгоритм, по которому строго регламентировано осуществляются познание или иные формы деятельности. Применение же того или иного метода в разных сферах не есть формальное внешнее наложение системы его принципов на объект познания или действия, а необходимость использования этих принципов не привносит­ся извне.

В этом смысле "не существует метода, который можно было бы выучить и систематически применять для достиже­ния цели. Исследователь должен выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определен­ные общие черты совокупности множества эксперименталь­но установленных фактов".

Будучи детерминирован своим предметом (объектом), ме­тод, однако, не есть чисто объективный феномен, как, впро­чем, не является он и чисто субъективным образованием. Особенно наглядно это видно на примере научного метода.

Дело в том, что последний — "это внутренняя закономерность человеческого мышления, взятого как субъективное отражение объективного мира, или, что одно и тоже, как "пересаженная и переведенная в человеческое сознание объективная закономерность, используемая сознательно и планомерно, как орудие объяснения и изменения мира".

Следовательно, метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых априори, независимо от материальной действитель­ности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития.

Он не является способом, однозначно определяющим пути и формы деятельности, позволяющим априори решать любые познавательные и практические проблемы. Поэтому не­обходимо искать происхождение метода не в головах людей, не в сознании, а в материальной действительности.

Но в последней — как бы тщательно ни искали — мы не найдем никаких методов, а отыщем лишь объективные зако­ны природы и общества.

Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при оп­ределяющей роли последнего.

В этом смысле любой метод, прежде всего, объективен, содержателен, "фактичен". Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, "безбрежная субъективность", а как продолжение и завершение объек­тивности, из которой он "вырастает".

Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные законо­мерности реальной действительности) формулируются опре­деленные принципы, правила, регулятивы.

Каждый метод субъективен и в том смысле, что его "но­сителем" является конкретный индивид, субъект, для кото­рого, собственно говоря, данный метод и предназначен.

Метод не является застывшим списком "разреженных абстракций" или закостенелых общих формул-предписаний. Он не существует вне его конкретного реального носителя — личности ученого, философа, научного сообщества, кол­лективного субъекта и т. п. Их роль в реализации методологи­ческих принципов исключительно велика. Каждый метод — не сам себя доказывающий автомат, он всегда "замыкается" на конкретного субъекта.

Любой метод (даже самый важный) — лишь один из мно­гих факторов творческой деятельности человека. Последняя не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу. Она включает в себя и другие фак­торы — силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т. д.

Таким образом, любой метод не есть нечто "бессубъект­ное, внечеловеческое", он "замыкается" на реальном человеке, включает его в себя как свое субстанциальное основание.

2.2. Классификация методов

Многообразие видов человеческой деятельности обус­ловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (крите­риям).

Прежде всего, следует выделить методы духовной, иде­альной (в том числе научной) и методы практической, мате­риальной деятельности.

В настоящее время стало очевидным, что система мето­дов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то оснований их деления па группы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить ме­тоды формальные и содержательные, эмпирические и тео­ретические, фундаментальные и прикладные, методы иссле­дования и изложения и т. п.

Содержание изучаемых наукой объектов служит крите­рием для различия методов естествознания и методов соци­ально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естествен­ных наук могут быть подразделены на методы изучения не­живой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непос­редственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

К числу характерных признаков научного метода (к ка­кому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объек­тивность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

В современной науке достаточно успешно "работает" многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены нэ следующие основные группы (по степени общности и ши­роте применения).

1. Философские методы, среди которых наиболее древ­ними являются диалектический и метафизический. По су­ществу каждая философская концепция имеет методоло­гическую функцию, является своеобразным способом мыс­лительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также отно­ся такие методы как аналитический (характерный для со­временной аналитической философии), интуитивный, фено­менологический, герменевтический (понимание) и др.