Общественное сознание проникается скепсисом относительно намерений политических деятелей, процессов целеопределения в сфере политики. Несмотря на то, что в обществе по большей части сохраняется поддержка стратегического курса на строительство правового, демократического, некоррумпированного государства, все более заметным становится разочарование людей в возможностях реализации этого курса в ближайшем будущем. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что на стабильно низкой ступени находится уровень легитимности различных структур власти, в частности, уровень доверия к основному институту представительской демократии. Уровень политического доверия находится в прямой корреляции с уровнем межличностного доверия и значительно влияет на последнее. Поскольку доверие как ценность является одним из факторов существования демократических режимов, то распространение ее антипода – культуры недоверия – служит предпосылкой развития антидемократических процессов (8, С. 134).
В период ценностного кризиса доминирующим признаком современного массового политического сознания является появление интереса к рациональному политическому участию. Имеется в виду готовность общества к конструированию желанной реальности при взаимодействии с официальными или общественными организациями, участие в обсуждении актуальных проблем в рамках политической публичной сферы, т.е. участия в рационализации принятия решений. Иную роль обретают и группы социального и политического интереса (8, С. 109).
Однако, вертикальный анализ ценностной системы такого социума демонстрирует, что большинство политических ценностей не являются актуальными. Они растворяются в большом количестве ценностей витального характера, к примеру материального благополучия, возможности питаться в соответствии со своими вкусами, обеспечение необходимой медицинской помощи и т.п. Большинство витальных ценностных ориентаций составляют систему доминирующих ценностей такого трансформирующегося общества.
И хотя надежды на успех демократических и рыночных реформ в стране, а также доверие к ним со стороны населения оказались во многом неоправданными, существенную поддержку приобрели такие ценностные ориентиры, как:
- «возможность критики и демократического контроля решений властных структур»;
- «возможность выражения мыслей и мнений на политическую и другие проблематики, не опасаясь за личную свободу»;
- «стремление к тому, чтобы ценности демократии приобретали для людей большее значение, чем деньги».
Незавершенная трансформация системы политических ценностей становится одной из причин неопределенности институциональных и политических преобразований в обществе, причиной болезненных осложнений на пути политической модернизации. А это обстоятельство, в свою очередь, осуществляет обратное влияние на процессы преобразования ценностной сферы, т.е. поэтому необходимо говорить о взаимодействии и взаимовлиянии изменений в политической сфере и в системе политических ценностей общества.
Характеризуя особенности политических установок граждан посткоммунистических стран, необходимо отметить следующее. Завышенные ожидания по отношению к властным структурам, обусловленные во многом прошлым опытом, высокий уровень неудовлетворенности итогами социально-экономического развития, характерный для граждан многих государств посткоммунистического блока, оказывают отрицательное влияние не только на отношение к конкретным политическим силам, но и на восприятие демократических институтов и принципов (9, С. 392).
Образ жизни советского человека направлялся определенной политической рациональностью и знанием. Постсоветский же человек есть результат изменения советского образа жизни: изменение образа бытия означает и изменение сознания, знания и системы ценностей. Следует прояснить образ жизни постсоветского человека, каким политическим сознанием направляется его повседневность. Кто он, постсоветский человек, в своей повседневности?
Повседневность постсоветского человека характеризуется быстрыми изменениями экономической, политической и культурной жизни. Эти изменения неконтролируемы и непредсказуемы, что вызывает нестабильность человеческого бытия. Человек должен принимать быстрые решения на каждый конкретный вопрос. Любое решение есть изменение, которое делает необходимым новое решение. Все это вызывает чувство неуверенности (9, С. 393).
Постсоветскому человеку дана возможность реального участия в политической жизни. Но он не верит в то, что может реально повлиять на политику и не знает, как реально осуществить это влияние. Во вторых, неразвиты соответствующие структуры, в которых фиксировалось бы его политическое сознание и его политические интересы. Далее, политическая жизнь характеризуется политической симуляцией. Кроме того, нарушена непрерывность процесса социализации. Этот вопрос особенно важен в процессе формирования новой политической системы и культуры. И, наконец, изменился принцип представительства. Раньше партия представляла советского человека, партия говорила за него. Сейчас человеку дали право и возможность самому говорить о себе и своих проблемах. Но творческая свобода вновь ограничена. Постсоветскому человеку говорят и учат, как жить и что делать. Всеми этими элементами определяется политическое сознание и активность.
Процессы трансформации, происходящие в российском обществе, начались в политической сфере, но, по сути, затронули все его институты: и политические, и экономические, и правовые, и культурные. Крайняя неустойчивость политического и экономического «самочувствия» личности в постсоветскую эпоху, неопределенность и двусмысленность политических ориентиров, неясность в отношении базовых ценностей общества, несправедливость распределения его богатств и многое другое – все это не может не оказывать своего отрицательного влияния на процессы политической социализации и, следовательно, на становление «здорового» гражданского общества, в конечном же счете, – на стабильность социальной системы как таковой.Одной из особенностей политической социализации в современном российском обществе является то, что она все еще сохраняет черты советской политической социализации. Это относится, прежде всего, к политическому сознанию и политическому поведению граждан.
Несмотря на поколенческое «разнообразие», представленное сегодня на российском политическом пространстве, большая часть его населения проходила первичную социализацию в Советском Союзе. Не в последнюю очередь именно поэтому и говорят о сохранении определенных традиций в отношении социализации. Должна произойти не одна смена поколений, чтобы в обществе (в политической культуре) начали доминировать новые нормы.
Примечания
1. Модернизация в России и конфликт ценностей / Под ред. СМ. Матвеевой. - М., 1994.
2. Лапин М.И. Модернизация базовых ценностей россиян. - М., 2000.
3. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социол.исслед. - 1994. - № 5.
4. Денисов И. Политическое сознание современного российского общества. - М., 2004.
5. Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005.
6. Лапкин В.В., Пантин В.И. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции // ПОЛИС. – 1999. - № 6.
7. Семененко И.С. Группы интересов в социокультурном пространстве: вызов демократизации или ресурс демократии? // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, Феникс, 2001.
8. Рамишвили В.М. Человек постсоветсткого пространства: Сборник материалов конференции.
С.И. Юдина ,
СГУ, г. Ставрополь
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям социальной и предметной среды в последние годы приобрела особую актуальность в связи со сменой социально-экономических, политических, идейно-нравственных, а также воспитательных парадигм. Это, в равной мере, касается феномена детства и межпоколенных отношений в целом.
Период детства является существенным в формировании основных нравственных представлений, норм, ценностей, идеалов, жизненных стратегий, формирующих личность, что придает важность влиянию ближайших родственников, членов семьи. Вместе с тем, целым рядом отечественных и зарубежных исследователей констатируется кризисное состояние семьи как института первичной социализации, проявляющееся, в том числе и в увеличении численности социальных сирот (1, С. 3).
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в 2005 г. достигало по официальным данным 497,4 тыс. чел. (2). При этом ежегодный прирост численности таких детей составляет от 3 до 4% (3, С. 17).
Несмотря на то, что в последние годы стали активнее распространяться такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попечительство), передача в семью усыновителей (приемные или патронатные родители), по-прежнему значительная часть сирот находится в различных государственных интернатных учреждениях.
Это обстоятельство приводит к острой общественной потребности изучения проблем адаптации детей-сирот в новых социально-экономических условиях.
В.А. Никитин приводит такое определение социальной адаптации: «социальная адаптация – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде» (4, С. 15). Это достаточно общее понимание процесса социальной адаптации, но, тем не менее, оно отражает существенные стороны этого явления при рассмотрении проблемы социальной адаптации детей-сирот в современном российском обществе.