Содержание
Введение
1. Мировоззрение
1.1 Что такое мировоззрение?
1.2 Классификация мировоззрений
1.3 Мировоззрение и деятельность человека
1.4 Менталитет человека
2. О вере
3. Об убеждениях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже пальцев, нет двух человек с одинаковой судьбой. Каждый человек индивидуален и неповторим. Нет и двух человек с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что каждый человек только "сам по себе", что его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина, место жительства, положение в обществе, язык, возраст. Но то, что объединяет, оно и разъединяет: у людей может быть разное место жительства, различное место в жизни общества, другой язык, возраст.
Человек всегда задумывался над тем, каково его места в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
Мировоззрение теснейшим образом связано с верой и убеждениями.
Вера, утвержденная на глубокой нравственной потребности души, - один из стержневых устоев духовного мира человека. Акт веры — это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Убеждения – осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.
Цель данной работы: попытаться охарактеризовать такие понятия как мировоззрение, убеждение и вера, а также их взаимосвязь.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 16 страниц.
1. Мировоззрение
1.1 Что такое мировоззрение?
Почему мировоззрение так важно для всех нас?
Мировоззрение - это необходимый шаг на пути к самоосознанию, постижению себя самого и осмыслению своей личности. В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Есть и другие, близкие мировоззрению слова: миропонимание, миросозерцание. Все они предполагают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: его ощущение, созерцание, понимание, воззрение, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно: во-первых, представляет собой взгляды человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом; во-вторых, мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира, или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?
Мировоззрение - это ряд предпосылок (истинных полностью, отчасти или совершенно ложных), которых мы придерживаемся (сознательно или бессознательно, последовательно или непоследовательно), размышляя об основных слагаемых нашего мира.
Мировоззрение (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
- житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
- религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
- философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
От чего зависит то или иное мировоззрение человека? Прежде всего необходимо отметить, что мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями. Так, одно мировоззрение, один взгляд на мир у первобытного охотника, который наделял всю окружающую его природу чертами живого существа, совсем другое - у современного ученого, осознающего место человека в мире, его возможности.
Проще всего было бы сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. Однако это будет неверно. Как уже отмечалось, людей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения. Людей объединяют школа, характер образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэтому неудивительно, что у людей могут быть сходные, общие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оценке. Таким образом, мировоззрение - это такая совокупность образов и представлений или система категорий и понятий, которая подчинена основным вопросам мировоззрения, определяющим место людей в природе и их историческое происхождение и назначение.
Существует два способа освоения мироздания: путем психологических ассоциаций, через образы и представления и путем логической системы понятий и категорий.
Существуют два уровня мировоззрения: эмоционально-образный, который связан с миром ощущений (искусство, мифология и религия) и логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).
Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
1.2 Классификация мировоззрений
Классификация типов мировоззрения может быть различной. История философии выделяет следующие типы мировоззренческих установок:
1. Космоцентризм - свойственнен Античной философии; в центре размышлений упорядоченный мир - космос;
2. Теоцентризм - характеризует эпоху Средневековья; в центре размышлений Бог (Теос);
3. Антропоцентризм - философия эпохи Возрождения (Ренесанс); идея человека становится центральной для философских размышлений;
4. Эгоцентризм - философия Нового Времени; противопостоит антропоцентризм, в центре отдельное "Я", субъективность.
5. Эксцентризм - современная философия; дословно - не центризм, эго и рациональное начало определено вне человека.
Также мировоззрение может быть социоцентристским, природоцентристским или сциентистским.
В марксистской традиции распространено выделение следующих типов мировоззрения:
1. Обыденно-практическое мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Они формируются стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с различными людьми; ощутимо и влияние общедоступных средств массовой информации. Но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека - в этом его сила. Но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - в этом его слабость.
Обыденное мировоззрение распространено очень широко, поскольку усилия учебных заведений и пастырей церкви зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духовной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный след.
2. Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других. В религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Опасности религиозного мировоззрения - религиозный фундаментализм и экстремизм.
3. Естественнонаучное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания. Опасность научного мировоззрения в том, что оно может перейти в сциентизм - т.е. убежденность в абсолютном значении науки для человека, общества и природы.
Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он примет всеобъемлющий характер, может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения; тогда их главной чертой станет гуманистическая направленность.
Гуманистическая направленность ставит во главу угла воззрений и деятельности высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. С их позиций человек рассматривается как часть общества и природы, ответственный за их сбережение и развитие, обладающий широтой видения мира, признающий равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ставящий во главу угла взаимопонимание людей, их физическое и нравственное здоровье, защиту достоинства человека, его созидательного труда и благосостояния, мирных добрососедских отношений между людьми, различными социальными группами, народами, странами.
В число высших ценностей, кроме общечеловеческих, включаются ценности и общенациональные (применительно к нашей стране общероссийские), этнокультурные (т.е. относящиеся к нации, региону, этнической группе), социально ориентированные на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.