Смекни!
smekni.com

Мировоззренческо-философские основы идеологии современного белорусского государства (стр. 3 из 4)

Распад базовых принципов социалистической идеологии привел к разгулу эгоизма, когда каждый в меру своей энергии и агрессивности, пренебрегая законами и общечеловеческими нормами, стал стремиться "выплыть наверх", пользоваться благами жизни, навязчиво предлагаемыми рекламой. С помощью части средств массовой информации пропагандировался принцип "Богатей любыми средствами, кто как может", "Урви (укради) побольше - и ты герой". История развития многих стран показала, однако, что не связанный со справедливостью индивидуализм даже в сфере экономики - это тупиковый путь, "ловушка общественного сознания", приводящая как общество, так и входящих в него людей к деградации.

Особенно часто, а нередко и с наихудшими последствиями, в эту ловушку попадает молодежь, у которой, в отличие от старшего поколения, система нравственных ориентиров еще окончательно не сложилась. Взятый на вооружение принцип индивидуализма применительно к молодежи оборачивается снижением, иногда почти до нуля, регулятивной роли нравственного идеала общественного блага и социальной справедливости.

В формировании и развитии идеала социальной справедливости сегодня взаимодействуют между собой хотя и противоположные, но связанные цепью взаимопереходов несколько идеологических тенденций.

Представители первой тенденции обычно сетуют об утраченном великом прошлом (по ряду вопросов со всеми на то основаниями). Главная проблема этой тенденции состоит, однако, в том, что она не предлагает конструктивной программы решения насущных проблем.

Этой тенденции противостоит другая, согласно которой современный мир зиждется на экономической мощи, освоении высоких технологий, компьютеризации общества и, следовательно, пока Беларусь не будет иметь всего этого, не сможет быть конкурентоспособной в мире и будет постепенно идти вниз.

С одной стороны, нельзя, конечно, просто отказываться от прошлого, поскольку именно история страны и формирует дух общества, дух нации, ее самосознание. С другой стороны, мы не сможем стать конкурентоспособным государством, если не впишемся в "технологический поворот" XXI в. Влияние религии в деле формирования и развития идеала социальной справедливости также не безгранично.

По-видимому, в настоящее время ни одна из указанных тенденций полностью не владеет массами. Первая тенденция утратила свое былое влияние, вторая стала менее популярной в ходе демонтажа советской власти и провалов в реформировании экономической жизни. Что же касается верующих как носителей прежде всего христианского идеала социальной справедливости, то они, по самым оптимистическим оценкам, составляют не более четверти населения республики.

Следует прежде всего учитывать, что мировоззрение, сформировавшееся у белорусского народа к концу XX в., во-первых, уже нашло выражение в правовой сфере, прежде всего в нормативных правовых актах белорусской государственности, в частности в Конституции Республики Беларусь.

В статьях 1-3, в частности, сказано, что Республика Беларусь - унитарное демократическое и, выделим это специально, социальное правовое государство; что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. В статье 21 обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь объявляется высшей целью государства, даются гарантии этих прав и свобод.

Очевидно, что в обобщенном виде сущностный смысл этих статей сводится к идеалу социальной справедливости. Он также конкретизируется во многих других статьях, особенно во втором разделе документа под названием "Личность, общество, государство". Здесь гарантируются права на достойный уровень жизни, на охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни и т.д., т.е. на все, что именуется основными правами человека.

Следовательно, в государственной внутренней политике невозможно следовать духу и букве основного нормативного правового документа нашего государства, отступая от идеи социальной справедливости, не обеспечивая доступа всех граждан к общественному богатству, достижениям науки, культуры, образования, материальным благам, участию в управлении страной, принятию политических решений. Таким образом, будучи продуктом социальных настроений и устремлений, идея социальной справедливости становится исходной предпосылкой и ориентиром или идеалом деятельности белорусского государства.

В духе современных требований ставятся задачи и на глобальном уровне. В статье 18 Конституции также утверждается, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Таким образом, идеал и ценность социальной справедливости, прежде всего на уровне философии политики и права, уже заданы текстом Конституции. Эти идеал и ценность находятся в русле тенденций, характерных для прогрессивных течений современной мировой общественной мысли, не могут не соединять в себе прошлое и настоящее белорусской государственности.

Дляболее глубокого понимания содержания и смысла идеала социальной справедливости необходимо иметь в виду следующее. В Беларуси и России сильна, например, христианская традиция понимания справедливости, выражаемая требованием "Кто не работает, да тот пусть не ест!" Это, кроме того, означает, что в сознании значительной части солидарных с этим требованием людей существует устойчивая связь между ценностью работы и ценностями потребления. Следовательно, ее разрушение, например, через задержки с выплатой заработной платы и т.п., не может не восприниматься людьми как несправедливость, которая дестабилизирует и проблематизирует саму возможность существования социума.

В свете центрального для идеологии современного белорусского государства, тесно связанного с христианскими, особенно православными, традициями, идеала социальной справедливости понимание мировоззренческой важности своевременной выплаты заработной платы является, очевидно, одним из критериев наличия у работников государственного аппарата не только управленческой компетенции, но и правильной идеологической ориентации. Как уже отмечалось, у нас носителям христианской традиции истолкования социальной справедливости приходится взаимодействовать с приверженцами советских и прозападных взглядов на справедливость. В СССР, как известно, наряду с практикой идеологического придания христианской идее справедливости правового статуса широко использовались его модификации и рационализации в духе коммунистической идеологии. Чаще всего советский принцип справедливости формулировался следующим образом: "От каждого по способности, каждому в соответствии с количеством и качеством его труда". Наряду с указанным выше пониманием справедливости в СССР практически реализовывались, например, и другие представления о ее сути, такие, как: "Каждому в соответствии с его статусом и рангом", "Каждому в соответствии с его заслугами". Эти представления о справедливости в 1980-1990-е годы, как известно, и вызывали на себя огонь перестроечной публицистики, который в свою очередь внес существенную лепту в дестабилизацию и трансформацию общественного устройства стран СНГ.

Опыт постсоветского общественного развития показал, что глубинной сутью поляризации общественного мнения в годы горбачевской перестройки были не предлагавшиеся разными социальными группами интерпретации идеи справедливости, а неумение наладить конструктивный диалог между разными социальными группами и, следовательно, моделями истолкования справедливости.

О том, что именно согласие (консенсус) людей относительно коммуникативного статуса идеи справедливости играет серьезную роль и в других современных социально-экономических контекстах, свидетельствует также обращение к современным западным философским теориям справедливости.

Согласно теории Дж. Роулза, целью государства справедливости является поддержка наименее защищенных социальных слоев общества, реализация идеи равенства человеческих потребностей. Практически данная модель справедливости реализуется с помощью прогрессивной шкалы подоходного налога, разнообразных механизмов перераспределения доходов. Для того чтобы реализовать идеал справедливости, полагал Дж. Роулз, необходимо научиться совершенно беспристрастному и незаинтересованному отношению к людям. Справедливым, по его мысли, является такое действие или выбор, которые осуществляются "за завесой неведения", т.е. тогда, когда принимающий решение человек не знает о том, чьи интересы затрагивает его решение. Одними из социальных следствий реализации данной модели справедливости могут быть рост умонастроений социального иждивенчества, паразитизма и т.п., дискриминация идеи о тесной связи справедливости и общественно полезной активности человека. Согласно теории другого американского философа Р. Нозика, идея справедливости должна быть ограничена в своем содержании только полем юриспруденции. Отождествив справедливость лишь с необходимостью соблюдения требования равенства по отношению к закону, трудно, однако, парировать напрашивающиеся упреки в том, что данная модель справедливости способствует закреплению социального неравенства людей, "позволяет", например, лишь тем из них стать миллионерами, у кого родители уже были миллионерами.