Смекни!
smekni.com

Модель расширяющегося сознания (стр. 2 из 3)

В информационной концепции сознания, развиваемой в рамках когнитивно-эволюционного подхода, оспаривается тезис о доминирующей роли социальных факторов в феномене сознания и указывается на важнейшую роль генетически-врожденных факторов (в том числе и культурных генов), под влиянием которых формируется и реализуется работа когнитивной системы человека. Поддерживается вывод: «Сознание, разумное мышление, память, с точки зрения коннекционистских моделей, возникают в результате самоорганизации как эмерджентное свойство нейронных сетей, когнитивной системы в целом, а не как свойство ее отдельных элементов». Подчеркивается, что гипотеза о тождестве физического и психического – имеется только одно состояние, которое может восприниматься либо психически, либо физиологически – оказалась плодотворной среди нейрофизиологов, психофизиологов, нейробиологов. При этом постулируется, что позитивное решение психофизиологической проблемы исключает любые формы дуализма, как в марксистском варианте – идеального и материального, так и в картезианском варианте – независимости души и тела. В качестве основного аргумента против дуализма выдвигается сомнение в том, что нематериальная сила приводит в движение мускулы человека и управляет его мышлением.

Во многом благодаря когнитивно-эволюционному подходу, удалось прояснить информационную природу когнитивных процессов и сознания, выявить близость когнитивных систем высших животных и человека, ввести методики более тонкого анализа осознаваемых, бессознательных, полуосознаваемых процессов, а также трансформаций сознания (сон, гипноз, внушение).

На представления любого исследователя неизбежно оказывает влияние социальная практика (выделяя этот аспект, марксисты все же были в чем-то правы). Если оценить под эти углом теоретико-информационный подход, то можно наблюдать явное влияние научно-технического мировоззрения и языка. В этом есть свои недостатки, если забыть об ограничениях научного метода. В техническом мировоззрении живые существа мыслятся подобно самоорганизующимся техническим устройствам (термины «анализаторы», «обмен информацией», «коммуникации»). Феномен магии языка всесилен и в наши времена – мысля в технических терминах, человек поневоле и относится ко всему также как и к созданной им искусственной технике. А она для человека – не живая. Чувство живого и сочувствия всей природе в результате притупляется, а, кроме того, неизбежно возникают барьеры в понимании природы живого и сознания.

Материалистическое понимание сталкивается с трудностями: как бессознательное порождает сознательно разумное? Как неживое порождает живое? Откуда берется стремление природы к возникновению сложных иерархически-системных уровней? Почему имеются универсальные принципы и константы, объединяющие и гармонизирующие эволюцию природы? Перед марксистской и информационной концепциями сознания можно поставить вопросы, которые выйдут за пределы очерчиваемой ими компетенции, но столь важны для свободного выдвижения гипотез в развивающемся естествознании: феномены духовных практик, биолокация в мире природы и у людей, проблема интерпретации реальности многомерных пространств в современной космологии, проблема реальности “темной материи”, проблема реальности разумных существ иной формы, чем человечество и т.д.

В холотропной модели сознания (например, по С. Грофу) человек имеет бесконечное поле сознания, которое соизмеримо со всей целостностью бытия; сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем; память может существовать без биофизического материального субстрата; психика включает в себя весь опыт эволюции Вселенной и в каждом человеке есть всё. Модель Грофа прямо связана с мистическими учениями Востока и Запада. В материалистических моделях и в модели «расширяющегося сознания» понятие сознания употребляется в разных смыслах. В классике можно говорить о внешнем сознании, а в холотропной модели о внешне физическом и внутренне-психическом сознаниях (глубинном, непроявленном, которое при определенных условиях может проявиться).

В эзотерической традиции дух и материя мыслятся как два аспекта единой сущности (или духо-материи, что на уровне общей идеи совпадает с информационным подходом). В этом смысле неверно сказать, что идеальные нематериальные процессы управляют материальными. Но принцип дуализма с этой точки зрения верен в том смысле, что духовно-материальные силы высшей природы (тонкого плана) управляют материальными процессами низшей природы физического (плотного) плана. Предполагается, что мироздание имеет иерархически-сложную структуру, причем каждому уровню соответствуют свои законы организации материальных форм (например, насчитывают семь форм существования материи, в отличие от известных науке четырех состояний – твердое, жидкое, газообразное, плазма). Утверждается принцип континуальности, то есть в природе нет пустоты: межмолекулярному пространству соответствуют вибрации эфира низшего тонкого (астрального) плана, межатомному - вибрации эфира высшего тонкого плана, которые недоступны познанию на физическом уровне организации материи. Имея в виду эти представления, можно предположить, что постулируемая учеными “темная материя” являет собой один из видов эфирного состояния материи.

В эмпирической метафизике утверждается принцип: в жизни целого высшее управляет низшим. Человек связан с Высшим инобытием через каналы интуиции. В этом смысле бессознательное имеет двоякую природу – подсознания или инстинкта и высшего чувствознания или творческой интуиции.

Энергетический аспект сознания в современных научных концепциях не представлен, но изучался, например, в школе йоги. В индийской традиции метафизики сознание мыслится как атма-шакти или энергия Высшего «Я». Сознание – это тонко-материальная субстанция (энергия), в которой посредством вибраций жизненной энергии праны рождаются мысли. Путем очищения сознания и повышения вибраций нервных и психических центров в практике йоги стремятся достичь соединения индивидуального сознания с универсальным (космическим, божественным), управления сознанием, телесными и психическими процессами.

С точки зрения эмпирической метафизики жизнь есть сознание с присущими ему различными формами, поскольку все сущее активизируется и движется благодаря пронизывающим его духовным энергиям. Отсюда процессы распознавания, коммуникаций, выбора, симпатий и антипатий в мире природы имеют психическую основу. Если оставить технический язык описания современной науки и перейти на язык психологии, то я бы выделила особо феномен понимания в природе. Именно понимание как распознавание и осознание знаков пространственно-временной ситуации делает возможным жизнедеятельность растений и животных. Можно сказать, что чувственное осознание в форме понимания составляет основу невербального познания и общения и среди людей.

Эзотерические концепции сознания не доступны прямой научной проверке, но я считаю, что они полезны для расширения горизонта выдвижения гипотез.

Эзотерику не зря называют эмпирической метафизикой. Немалый интерес для развития науки и понимания феномена сознания представляет творчество изобретателей-мистиков, таких как Джон Кили и Никола Тесла. Их творчество свидетельствует о том, что представления человека о мире и феномене сознания ограничены его собственным миром и сознанием. При расширении сознания мир оказывается совсем иным.

Изобретателя Николу Тесла (1856-1943) называют гением вне времени. Автор более 300 патентов на изобретения выступал с лекциями о своих взглядах на творчество и природу мироздания. Тесла был первым, кто занимался изучением сверхсильных магнитных и электрических полей и заявлял, что он видит энергетическое будущее человечества в использовании энергии эфира (или энергонасыщенного вакуума). Более того, в своих изобретениях, многие из которых неразгаданны, по его свидетельствам, он использовал энергию эфира.

Тесла обладал способностью эйдетического воображения и визуализации с детства. Он научился сознательно управлять яркими картинами воображения и развил свой метод материализации творческих концепций. Если в сон человек не может вмешаться, то здесь мы имеем дело именно с управляемым сознательным мышлением и воображением.

Для Теслы процесс творчества проходит ряд этапов: Внешний раздражитель (на мышление и память) - чувство потребности в следующем изобретении - появление идей в виде геометрических образов – осознание принципа открытия – его физическая интерпретация – формализация (математическая обработка), выявление необходимых технических свойств материалов, необходимых для непрерывного действия конструированной физической модели.

Откуда появляются идеи?

Согласно Тесле, Вселенная – живая система, а люди – это «автоматы», ведущие себя в связи с планами Творца. Человеческий мозг работает автоматически, реагируя на внешние (по отношению к нему) раздражители. Память – это всего лишь реакция человеческого мозга на повторяющийся внешний раздражитель. В биофизическом смысле памяти не существует, - заявляет Тесла (хотя сам говорил на 7-8 языках). Человек – это проводник идей, идущих из мира идей в мир людей и практики. Эти взгляды близки идеям Будды (сознание как процесс) и Платона. Творчество Теслы рассматривают как первый неоспоримый и ясный шаг в сторону объяснения доктрины Платона. Согласно Платону, математика есть связь между миром идей и миром вещей. Тесла указал на возможность слияния материального и духовного в человеческом сознании и Всеобщий закон резонанса. Если электромагнитные колебания взаимодействуют с тонкими планами, в таком случае числа – это некоторые отражения структуры организации электромагнитных полей. Математические алгоритмы отражают способы воплощения идей в физические объекты. Из современной математики Тесла использовал только ряды Фурье и простые выкладки Архимеда. Математика Теслы – это математика Пифагора и Платона (в высшем смысле). Согласно Тесле, эфир представляет собой единое недифференцированное поле, состоящее из времени, пространства и энергии, а результатом резонирующих процессов является рождение физической материи. Время – реальный алгоритм овеществлённой математики и создается из эфира благодаря резонансу физических систем, в эфир же оно и возвращается (сходные идеи выдвигает астрофизик Сагал, если вспомнить его «образ червоточин в мироздании»).