Мораль у Дьюи всегда связана с политикой. Он считает, что если его философия учит научному методу – инструментализму, то и политика, как особая область деятельности людей, должна быть преобразована за счет использования научного метода.
Дьюи утверждал, что демократические цели требуют и демократических методов, основанных на науке. Он резко выступал против тоталитаризма, за свободу человека, в какой бы она форме ни проявлялась, всегда боролся против абстрактных целей и идеалов.
Дьюи справедливо называют создателем принципиально новой педагогики, которую сам автор называл прогрессирующим образованием, а практики школьной работы называли ее школой действия Джона Дьюи.
Главная идея Дьюи – школа не подготовка к жизни, а сама жизнь в ее особой форме. Задача школы – не набить голову ребенка какими-либо знаниями, а пробудить и развить те собственные задатки и способности, которыми уже располагает ребенок.
Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий.
При определении истины прагматики делают акцент на аксиологию, на ценностные характеристики. Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — «полезность».
Философия прагматизма проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека. С их точки зрения оно детерминировано верой, привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек.
Прагматизм оказал огромное влияние на общественное сознание. Но он ограничивает кругозор человеческими нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.
Список используемой литературы
1. Добрынина В.И.,Философия XX века, 1997
2. Корнеев М.Я., История современной зарубежной философии, 1997
3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К., Западная философия XX века, 1998
4. Фролов И.Т., Введение в философию