Смекни!
smekni.com

Праксеология Тадеуша Котарбиньского (стр. 3 из 3)

Работа Т. Котарбиньского состоит из 15 глав. Для меня стало приятной неожиданностью то, что книга написана живым, понятным для неподготовленного читателя языком. В ней много наглядных примеров, народных пословиц и поговорок. В этом отношении Тадеуш Котарбиньский был не только исследователем, но и пропагандистом сделанных открытий, он сознательно ориентировался на массового читателя.

Начинается работа с изложения задач праксеологии. Во второй главе привлекает внимание прежде всего поиск причин действия. Ученый предлагает выделять сопутствующие, но не обязательные причины. Формулируется понятие импульса не только как нажима, но и как прекращения действия. Также автор подчеркивает, что виновником действия можно оказаться неосознанно, и даже имея противоположные намерения.

В третьей главе Т. Котарбиньский борется с примитивным понятием результата труда. По его мнению, понятие «результат труда» должно охватывать и результаты умственного труда.

В четвертой главе очень хорошо показана автором связь орудий с целями. Т. Котарбиньский анализирует также орудия и средства умственного труда.

В пятой главе ученый вводит такие понятия как внутренние и внешние возможности, ситуационные и «утерянные» возможности. Интересен анализ бездействия как объективного действия.

В шестой главе Т. Котарбиньский объединяет все действия человека одним термином и комплексно их анализирует. У автора сложное действие – это не только и не столько «помноженный простой труд». Зависимости и связи здесь не линейные, а диалектические. Сложное действие – это нечто качественно новое, организованное, кооперированное. Также полезно исследование понятий «подготовка», «проба», «план». План – это не только план результатов, но и план действий. Средства – это не только то, что соответствует цели, то есть все средства хороши только для низких, антигуманных целей. Завершает главу исследование понятия «творческий труд»: он и неповторим, и в то же время не может включать субъективную деятельность типа «искусство ради искусства».

В седьмой главе внимание автора концентрируется на коллективном действии. Исследуется помощь, негативная и позитивная кооперация (соревнование). Интересен анализ понятия виновности – прямой и косвенной, непосредственной и преднамеренной.

В главе восьмой дается понятие оценки – эмоциональной и практической, градируемой и неградируемой. Вводятся понятия чистоты продукта, искусности, точности, производительности, экономичности и другие понятия, характеризующие деятельность.

В девятой главе формулируются правила рациональной работы: экономизации, препарации, инструментализации, организации. Тадеуш Котарбиньский подчеркивает необходимость личной активности, инициативы как фактора и условия реализации целей.

В десятой главе рассматривается вопрос о подготовке действий. Автор исследует черты хорошего плана – непрерывность, точность, гибкость.

В одиннадцатой главе Т. Котарбиньский пытается сформулировать ряд положений по вопросу об орудиях деятельности. Он отмечает все большую зависимость работника от инструментов.

В двенадцатой главе автор ищет принципы для сложной деятельности, формулирует ряд идей, которые потом вошли в системный анализ. Формулируются принципы разделения труда, выделяется проблема коммуникаций.

В тринадцатой главе Тадеуш Котарбиньский переходит к отрицательной кооперации – борьбе. И предложенные автором приемы (создание трудной обстановки, нагромождение мелких препятствий на каждом шагу, расчленение сил, методика совершившихся фактов) заслуживают уважения.

В четырнадцатой главе ставится проблема коллективного умственного труда. Завершает анализ глава, в которой излагаются соображения по применению изложенных праксеологических правил.

В заключение я бы хотела еще раз подчеркнуть значение книги Тадеуша Котарбиньского «Трактат о хорошей работе». Так как это своего рода первые навыки о правильной организации работы, поэтому как таковые они могут быть полезны и интересны любому человеку: школьнику, учителю, строителю, менеджеру, студенту – всем, кто думает о том, как лучше выполнить свою работу.


Заключение

Тадеуш Котарбиньский неоднократно предпринимал попытки придать праксеологии дисциплинарный статус – однако основное влияние на современное социально-философское знание праксеология оказала, скорее, своими теоретико-методологическими посылками, восприятием ее как особой области внефилософских междисциплинарных анализов.

Праксеология объединяет, таким образом, в единую систему все, что накоплено человечеством в области организации работы (в том числе и данные искусства, и военной стратегии, и теории шахматной игры). При этом она синтезирует только то, что имеет всеобщий характер. Такая интегрирующая дисциплина, не отменяющая других наук и мобилизирующая их достижения для организации работы, - несомненно, полезна.

Более того, систематизация материала позволяет праксеологии сформулировать моменты, которые являются отправными пунктами для новых научных дисциплин. В анализе Тадеуша Котарбиньского есть моменты, ставшие впоследствии самостоятельными научными направлениями или важными частями новых наук.

«В то же время не нужно преувеличивать значение праксеологии. Без знания грамматики нельзя написать роман, но только знания грамматики для написания романа явно недостаточно»[2, C. 10]. То есть праксеология – обязательный, но не профилирующий элемент организации и управления.

Обобщения и выводы праксеологии привлекаются, например, в этике в связи с анализом поступка, морального выбора, принятия решения, нормативно-ценностных аспектов сотрудничества и взаимодействия вообще (М. Бунге). В прикладном плане проблематика праксеологии востребована в исследованиях по хозяйственной этике. Праксеологические идеи и проблемы разрабатывались в утилитаризме, прагматизме, теории организации, общей теории действия, экономической теории. С 1962 в Польше издается основанный Тадеушем Котарбиньским журнал «Praxeologia» (до 1966 — «Praxeological Notes»).

Список использованной литературы

1. Верников М.Н. Методологический анализ кризиса философского идеализма (На материалах польской философии конца 19 – первой трети 20 в.). – К.: Наукова думка, 1978. – 405 С.

2. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. – М.: Экономика, 1975. – 270 С.

3. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2003. – 830 С.


Известные фразы Тадеуша Котарбиньского:

· Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.

· Достаточно быть космополитом, чтобы оказаться чужим в любой точке современного мира.

· Философия не дает бесценных результатов, но изучение философии дает бесценные результаты.

· Любая реорганизация неизбежно проходит через стадию дезорганизации.

· Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.

· Бороться за свободу законным образом можно лишь в том случае, если ею уже обладаешь.

· Оценка человека не может зависеть от того, что от него не зависит (от цвета волос, формы носа, расы, происхождения и т.д.).

· Полная свобода возможна только как полное одиночество.

· Друзья помогают нам жить и мешают работать.

· Интеллигент - это паразит, вырабатывающий культуру.

· Война не может быть справедливой, потому что воевать справедливо нельзя, даже если воюешь за справедливость.

· Кто не понимает логики, обычно не понимает и того, что он её не понимает.

· Больше всего беспорядка создают те, кто наводит порядок.

· Легче запомнить то, что следует запомнить, чем забыть то, что следует забыть.

· Маршировать в ногу вовсе не то же самое, что идти рука об руку.

· Скептик — это мыслитель, твёрдо убеждённый в ненадёжности любых убеждений.

· У гостя всегда больше времени, чем у хозяина.

· Путь от богатства к власти менее предосудителен, чем от власти к богатству.


Словарь специальных терминов и понятий (на русском, украинском, английском языках):

1. Препарацияподготовкачего-либо с какой-либо целью путем обработки соответствующим образом;

Препарація – підготовка чого-небудь з якою-небудь метою шляхом відповідної обробки;

Preparation – preparing smth with some purpose by means of treating it properly.

2. Инструментализация– спецификацияпроцедур, необходимых при ведении наблюдения: уточнение измерительных приемов или инструментария;

Інструменталізація – специфікаціяпроцедур, необхідних при спостеріганні: уточнення вимірювальних засобів або інструментів;

Instrumentalization – the specification of procedures needed for observation: spe cification of measuring methods and tools.

3. Прагматизм– направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты;

Прагматизм – напрям у філософії, котрий визнає істиною тільките, що приносить практично корисні результати;

Pragmatism – the direction in philosophy, which regards as the truth only that gives practically useful results.

4. Позитивизм – философское направление, исходящееиз того, что всё подлинное, «положительное»(позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование;

Позитивізм – напрям у філософії, який виходить з того, що все справжнє, позитивне знання може бути отримане тільки як результат окремих спеціальних наук або їх синтетичного об`єднання і що філософія як особлива наука, котра претендує на самостійне дослідження реальності, на має права на існування;

Positivism – the direction in philosophy, based on the idea that all real positive knowledge can be obtained only as a result of separate special sciences or their synthetic combination, and that philosophy as a special science, which tends to carry out independent research, hasn`t right to exist.

5. Утилитаризм– принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.

Утилітаризм – принцип оцінки всіх явищ з точки зору їхньої корисності, можливості бути засобом для досягнення якої-небудь мети;

Utilitarianism – the principle of estimation of all phenomena from the point of view of their usefulness, possibility to serve as a means to achieve any purpose.

6. Марксизм – философское учение («диалектический материализм» и созданный на его основе и развивающий материалистический подход к объяснению общественных процессов — «исторический материализм»);

Марксизм – напрям у філософії («діалектичний матеріалізм» та створений на його основі «історичний матеріалізм», котрий також розвиває матеріалістичний підхід при поясненні суспільних процесів);

Marxism – a philosophical teaching («dialectical materialism» and «historical materialism», which is based on it and develops materialistic approach to explanation of social processes).