Смекни!
smekni.com

Праксеология Тадеуша Котарбиньского (стр. 1 из 3)

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет

имени В. Н. Каразина

Праксеология Тадеуша Котарбиньского

Выполнила:

Миньковская И.И.

Группа ЕК-21

Харьков 2008


План реферата

1.Введение

2.Краткая биография Тадеуша Котарбиньского

3.История развития праксеологии

4.Сущность праксеологии Тадеуша Котарбиньского:

4.1 Что изучает праксеология?

4.2 Какова задача праксеологии?

4.3 Как мыслил свою теорию сам Тадеуш Котарбиньский?

4.4 «Парадоксы прогресса»

4.5 Народные пословицы и поговорки в праксеологии

5.Проблематика «Трактата о хорошей работе»

6.Заключение

1.Основные положения реферата

Так как свои праксеологические идеи Тадеуш Котарбиньский сформулировал только в двадцатые годы прошлого века, то мне кажется, что эта тема еще не достаточно изучена и не так широко распространена, как хотелось бы; наибольший интерес праксеология вызвала в семидесятые годы, особенно в США и Польше; больше всего исследований, посвященных праксеологии, можно найти в работах теоретиков польской школы (В. Завирского, С. Виткевича, С. Лесневского).В СССР научную деятельность праксеолога исследовали М. Верников, Г. Попов, И. Нарский и многие другие. Но основное развитие после Т. Котарбиньского праксеология получила в работах Яна Зеленевского («Организация трудовых коллективов» и др.).

- С конца прошлого столетия, когда у людей пробудился интерес к рационализации любой работы, и до сегоднешнего дня никто из сведущих в этой области лиц не сомневается в огромной общественной значимости выдвигаемой идеи «хорошей работы» (то есть максимально эффективного действия). Единственное, что меня удивило: сейчас некоторые ученые называют праксеологию только разделом другой науки оптимологии. Но это предположение еще нуждается в доказательстве.

- Прочитав книгу Тадеуша Котарбиньского «Трактат о хорошей работе», проанализировав критику его работ, ознакомившись с основными событиями в жизни этого человека, я поймала себя на мысли, что мне бы очень хотелось, чтобы в Украине было больше таких ученых и просто людей, как Тадеуш Котарбиньский. Мне очень понравилась сама книга, написанная понятно для любого читателя. Также я убедилась в том, что праксеологию действительно можно и нужно изучать каждому человеку, который хочет достичь чего-то в жизни. Для меня Тадеуш Котарбиньский – это человек, в котором соединились ум, интеллигентность, порядочность, смелость и чувство юмора.


Аннотация работ

При подготовке реферата я проанализировала книгу Тадеуша Котарбиньского «Трактат о хорошей работе», статью Г. Попова «Праксеология и теория управления», работу М. Верникова «Методологический анализ кризиса философского идеализма» (на материалах польской философии конца 19 – первой трети 20вв.), статью «Развитие праксеологии» в журнале «Польское обозрение», Новейший философский словарь, а также использовала интернет-ресурсы.

- Работая над рефератом, я составила краткую биографию Тадеуша Котарбиньского. Используя все доступные мне источники, попыталась проследить историю развития науки праксеологии. Исследуя сущность праксеологии именно Тадеуша Котарбиньского, я попыталась ответить на вопросы, касающиеся предмета и задач праксеологии, особенностей праксеологии в понимании самого ученого, открыла для себя такое понятие как «парадоксы прогресса», узнала о важности народных пословиц, поговорок и басен в развитии науки. Также я прочитала «Трактат о хорошей работе» и попыталась осветить все основные моменты, которые автор хотел донести до читателя.

- Мне было очень приятно работать с выбранной темой. Я узнала много интересного о такой науке как праксеология, о таком выдающемся ученом как Тадеуш Котарбиньский и о его книге. Праксеология – это наука, которая действительно объединяет лучшие достижения других наук и искусства в области организации труда. Именно поэтому все советы и мысли, высказанные ученым в его главной книге, применимы даже в бытовой жизни, эта наука не оторвана от каждодневных потребностей людей, и это очень важно. А сам создатель праксеологии оказался не сухим, не закрывшимся книгами от всего мира ученым, а по-настоящему интеллигентным человеком, верным своему делу даже во время войны.


4. Праксеология Тадеуша Котарбиньского (следуя пунктам плана реферата)

Раздел 1. Введение

Двадцатый век оказался в научном отношении характерен тем, что появилась группа наук, исследующих общие законы организации достаточно разнородных явлений. Это и кибернетика, и теория систем, и исследование операций, и экономико-математические модели. В русле этого общего течения и появилась праксеология.

Может быть, было бы уместным здесь сказать несколько слов о мотивах, продиктовавших необходимость популяризации и развития праксеологии. Прежде всего – пробел, белое пятно в комплексе наук, отсутствие самостоятельной дисциплины, занимающейся изучением условий максимальной эффективности действия. С другой стороны, побуждающим мотивом было также существование парадоксов эффективного действия. Почему, например, в схватках боксеров партнер, обладающий меньшей силой, побеждает своего значительно более сильного, но менее техничного противника?

Существуют различные мнения относительно важности проблематики, разрабатываемой этими науками. Есть энтузиасты праксеологии и ее универсальных рекомендаций в самой общей форме, однако находятся и такие теории хозяйственной деятельности, которые хотели бы получить организационные директивы максимально специализированные, пренебрегая общими рекомендациями. Тем не менее, мне кажется, что сейчас заниматься праксеологией полезно всем. И было бы совсем не лишним преподавать ее в школах, а в особенности в учебных заведениях, готовящих будущих учителей, потому что, если человек имеет адекватные понятия для описания форм и элементов исполняемой работы, он сумеет точно выразить их и научить другого. А всему этому и учит праксеология.


Краткая биография Тадеуша Котарбиньского Тадеуш Котарбиньский

(Tadeusz Kotarbiński),польский философ и логик с мировым именем, представитель Львовско-Варшавской школы,родился 31 марта 1886 года в Варшаве в семье художника и композитора. Учился в Краковском университете, Высшем политехническом училище г.Дармштадта, а позднее во Львовском университете, где его наставником был К.Твардовский. Возвратившись в Варшаву, Т. Котарбиньский работает учителем гимназии. С 1919 по 1961 г. он –профессор Варшавского университета: в1919г.получает звание экстраординарного профессора Варшавского университета, а в 1929г.– ординарного профессора. Тогда же Т. Котарбиньский стал деканом факультета гуманитарных наук. В годы Второй мировой войны этот почти шестидесятилетний человек преподавал на тайных университетских курсах в Варшаве и Радоме. После освобождения Польши Т. Котарбиньский становится одним из главных организаторов польской науки. В 1945-1949 годах он исполнял обязанности ректора вновь созданного университета в Лодзи. В 1951-1961 – заведующий кафедрой логики Варшавского университета. Член Польской Академии Наук со дня ее создания, Т. Котарбиньский в 1957-1962гг. был ее президентом. Он – заграничный член АН СССР, академий Болгарии и Монголии.

Тадеуш Котарбиньский написал более 300 научных, научно-популярных и публицистических работ. Он много занимался философскими проблемами, вопросами логики и теории познания. В области этики Котарбиньский был сторонником так называемой «независимой этики», т.е. такой, которая основывается только на эмоциональных суждениях, сформулированных в процессе человеческого общения, и которая свободна как от религии, так и от любого мировоззрения. Он постоянно открыто выступал против расизма, религиозной нетерпимости, преследований человека, развил программу светской этики, что в тогдашней Польше требовало большого мужества и смелости. Исследовал Т. Котарбиньский и науковедение. Среди главных его работ – «Элементы теории познания, формальной логики и методологии наук»(«Elementy teorii poznania, logiki formalnej i metodologii nauk», 1929, русский перевод – М., 1963); «Лекции по истории логики» («Wykłady z dziejew logiki», 1957, русский перевод – М., 1963).

«Но главной областью научных интересов, исследований и достижений Тадеуша Котарбиньского, принесшей ему всемирную известность, стала праксеология, общая теория правильной деятельности, основателем и пропагандистом которой является именно он»[2, C.7]. Главной его праксеологической книгой является «Трактат о хорошей работе» («Traktat o dobrej robocie», 1955, русский перевод – М., 1963). Он также наметил характеристики более общей чем праксеология науки: теорию сложных систем, которая позднее была независимо разработана Л. фон Берталанфи как общая теория систем.

Даже сейчас, когда праксеологическими исследованиями занимаются многие ученые всего мира, работы Т. Котарбиньского сохраняют свое основополагающее значение. Всей своей научной деятельностью Тадеуш Котарбиньский способствовал становлению польской философской и научной мысли. Умер ученый в 1981 году, успев стать «символом прогрессивного течения польской интеллигенции»[1, C. 365].

Раздел 3. История развития праксеологии

В 1890 году Альфред Эспинас на страницах «RevuePhilosophiquedelaFranceetdel’Etranger» писал: «Ремесленник мастерит, крестьянин пашет, моряк плавает на корабле, солдат воюет, купец торгует, профессор учит, управляющий распоряжается. И вот слово «практика»порождает термин «праксеология»для определения науки о подобных фактах, рассматриваемых в их единстве, науки о наиболее общих формах и принципах действия в мире живых существ».Не подлежит никакому сомнению, что Альфред Эспинас был не только создателем термина «праксеология», но такжеконцепции создания отдельной научной дисциплины– наукио формах действия, выступающих во всех областях жизни, стремящейся быть полезной, и одновременно науки о факторах, определяющих повышение эффективности действий.