Знаменитое высказывание Рене Декарта: «Я мыслю - следовательно, существую» - это тезис о том, что мы, познавая действительность, можем усомниться в чем угодно, кроме того, что человек мыслит. В своем основном труде - «Рассуждения о методе» он пишет о том, что метод универсального сомнения должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайностей. Правильный метод должен быть эффективным. В отличие от Френсиса Бекона, который разрабатывал индуктивный метод и обращался к опыту, Рене Декарт обращался к разуму. Главный метод познания для Рене Декарта - дедукция, которая опирается на аксиомы. «Истинное знание свой источник находит в разуме». Истинная дедукция должна состоять в получении нового знания. Согласно Декарту, решающим свидетельством истинности знания является его внутренняя логичность, ясность и очевидность. Логическими признаками достоверности знания является всеобщность и необходимость. Данные истины невозможно вывести из опыта, так как они содержаться в разуме и присущи нам с рождения. Однако рационалисты не пренебрегали опытом, считая его результаты подтверждением аксиом.
3. Галилей и Ньютон: создание теоретической механики.
Новая система мировоззрения дала толчок к развитию небесной механики Галилея и Ньютона. А это, в свою очередь, послужило отправной точкой к созданию первой научной теории времени. Глубокие размышления над различными видами движения в окружающем мире привели Галилея к принципу относительности. Например, путешественник, находящийся в каюте плывущего корабля, с полным основанием может считать, что книга, лежащая на его столе, находится в состоянии покоя. В то же время человек на берегу видит, что корабль плывет, а значит, у него есть все основания считать, что книга движется с той же скоростью, что и корабль.
Так движется ли в самом деле книга или покоится? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ответ зависит от точки отсчета. Если мы примем точку зрения путешественника, то книга находится в покое. Если будем рассматривать ситуацию с точки зрения стоящего на берегу, то книга, конечно, движется.
Таким образом, из принципа относительности следует, что между покоем и движением - если только оно прямолинейно и равномерно - нет принципиальной разницы.
Тот же Галилей определил и силу, которая объединяет тела, находящиеся в абсолютном и относительном покое, - это сила инерции. Она никак не проявляет себя, пока тело действительно покоится или находится в равномерном прямолинейном движении. Но стоит лишь чуть притормозить его или заставить двигаться криволинейно, как тотчас начинает проявлять себя ускорение. Мы по инерции, т. е. за счет ее силы, как бы стараемся восстановить утраченный покой.
С этой отправной точки, пользуясь понятиями скорости и ускорения, введенными его предшественником, и отправился дальше Ньютон, родившийся в год смерти Галилея. В своих работах он установил, что существует связь между силой и ускорением: ускорение прямо пропорционально силе, воздействующей на тело.
Однако чтобы сделать эту связь полностью определенной, чтобы от слов перейти к формулам, Исааку Ньютону пришлось ввести новое понятие - массу. Тогда и родился знаменитый закон, который называют вторым законом Ньютона. Первым же считается закон инерции, который по справедливости надо бы считать законом Галилея, Ньютон лишь уточнил его формулировку. И наконец, третий закон, утверждает равенство действия и противодействия.
Итак, три этих закона навели порядок в нашем представлении об окружающем мире. Однако Ньютон на том не успокоился. Он искал силу, которая бы приводила в движение все небесные тела. И великий физик, в конце концов, отыскал ее. Такой силой оказалось гравитационное воздействие, производимое введенной им массой тела: два тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Причем закон одинаково эффективно действует по отношению к телам любого размера и в любом месте - камню на Земле или планете во Вселенной.
Так родилась классическая механика Ньютона - Галилея, с помощью которой удалось объяснить до мельчайших деталей движение планет, явление океанских приливов, вызываемое тяготением Луны, движение камня, брошенного под углом к земному горизонту, и вращение искусственного спутника.
4. Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии Локка.
Томас Гобс (1588-1679) выделяет в развитии общества 2 состояния - естественное и гражданское. Естественное Томас Гобс характеризует как войну всех против всех, поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Признаком гражданского состояния является наличие сильной централизованной власти. Законы государства, по мнению Гобса, должны ограничивать свободы людей (отказ от части своих прав в пользу государства).
Государство - продукт общественного договора. Государство, как гарант мира, дает возможность каждому человеку реализовать его права (на жизнь, безопасность и т.д.), которые ему даны от природы. Томас Гобс являлся сторонником сильной абсолютной государственной власти.
Джон Локк (1632-1704) вслед за Гобсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит не столько правовые и юридические критерии поведения людей в обществе, сколько моральные.
Гражданское состояние общества возникает на основе добровольного объединения людей и жертвования ими части своих прав.
Джон Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную. Цель государства - сохранение свободы и собственности граждан. В теории Джона Локка есть истоки либерализма.
Итак, в 18 веке Идея Просвещения - мысль о разумности мира, доминирования разума становятся главной движущей силой истории.
Теория общественного договора объясняет возникновение государственной власти соглашением между людьми, которые вынуждены перейти от своего естественного, необеспеченного защитой состояния к гражданскому состоянию.
5. Философия Лейбница.
Лейбниц. (1646-1716) считал, что интуитивные истины основываются на логическом законе тождества, математические истины – на законе противоречия. Это вечные истины. Истины факта более или менее случайны. Научное осмысление опыта основывается на законе достаточного основания.
Лейбниц был деистом и считал, что непознанное связано с мистифицирующей функцией Бога, познанное – с субстанцией.
Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление. Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены основные физические характеристики тел. То, что вещи обладают собственным действием приводит Лейбница к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь - субстанция, следовательно число субстанций бесконечно. Каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Первичные качества монады - самостоятельность, самодеятельность. Благодаря монадам материя обладает способностью вечного самодвижения.
Т.к. способность представления присуща всем монадам, Лейбниц делает вывод о том, что природа одушевлена. Монада не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это «сжатая вселенная». В теории развития Лейбниц дает схему перехода неорганического мира в органический.
Монады не имеют окон, но они «живые зеркала универсума». Монады творятся Богом. Весь мир - отражение Бога. Источник их согласованности – божественная мудрость (учение о предустановленной гармонии.)
Невозможна свободная воля, но возможна свобода. Лейбниц мыслит её в единстве с необходимостью. Только у духов самопроизвольность становится свободой.
6. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
Лейбниц в теории познания стремится примирить противоречия и объединить противоположные гносеологические тенденции: декартовский рационализм и локковский сенсуализм и эмпиризм. Следуя Локку, Лейбниц считает невозможной никакую интеллектуальную деятельность без чувственного познания, но отвергает понимание сознания как «чистой доски», аргументируя тем, что душа не похожа на доску или воск, она не телесна.
В книге «Новые опыты о человеческом разуме» Лейбниц как когда-то Локк в «Опыте о человеческом разуме», решает важную гносеологическую проблему происхождения знания. Но, вопреки английскому философу, отвергшему теорию «врожденных» идей и принципов и отстаивавшему тезис об опытном происхождении знания, Лейбниц защищает идеалистическое учение о внечувственном происхождении знания. Вслед за Декартом он настаивает на том, что «душа содержит изначально принцип различных понятий и теорий», которые представляют собой как бы некие божественные «вспышки света, они скрыты внутри нас и обнаруживаются при столкновении с чувствами».
Врожденными Лейбниц называет все положения математики, логики и даже нравственные принципы, потому что они «доказываются изнутри только с помощью разума» и «не зависят от примеров…и от свидетельств чувств». Такими же не зависящими от опыта считаются принципы или законы тождества, противоречия, достаточного основания. Гносеология Лейбница явно оставляет приоритет за рационализмом.
Тема 6. Европейская философия XVII в.
1. Философия французского Просвещения. Вольтер, Руссо, Гольбах.
Просвещенческая идеология была подготовлена всем ходом экономического и социального развития Франции, центром которой она и стала. В конце XVII века, в период с 1680 г. по 1725 г. Франция вступает в полосу углубляющегося политического и экономического кризиса. Абсолютная монархия становится препятствием прогресса, ее авторитет падает. Все классы общества недовольны существующим порядком. Возрастают и усиливаются социальные противоречия - между феодалами и крестьянством, между усиливающейся буржуазией и феодальной аристократией. Растущий деспотизм Людовика XIV, агрессивные тенденции его внешней политики, репрессии во внутренней политике создали почву для оппозиционных настроений и течений внутри французского общества. Вместе с тем у людей появляется новое мироощущение, выразившееся в осознании того, что они живут в эпоху, которая особенно значительна и важна в истории человечества. Все предшествующие века (и не только средневековье) рассматривались как эпохи заблуждений и невежества.