Смекни!
smekni.com

Предмет философии, ее место и роль в культуре (стр. 1 из 21)

Тема 1.

1. Предмет философии, ее место и роль в культуре.

Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.

Философия - «любовь к мудрости» (фило - «люблю», софия - «мудрость»). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.

Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.

Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.

В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.

Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.

Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии.

Две стороны этого вопроса:

1. Что первично - материя или сознание?

2. Познаваем ли мир?

Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).

Отношение человека к миру троякое: познавательное, практическое, ценностное.

Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек?

Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.

2. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии.

Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.

Можно выделить две группы основных функций философии: мировоззренческие и методологические

Мировоззренческая функция заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир). Теоретико-познавательная - в выработке категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей. Ценностно-ориентационная - в выработке и изучении ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы

К методологическим функциям философии относятся:

1) функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук;

2) критическая функция - суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов;

3) интегративная - обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов);

4) прогностическая (реализуется в построении моделей будущего).

Существуют следующие основные разделы философского знания.

1. онтология - философия бытия (учение о фундаментальных принципах существования природы);

2. гносеология - теория познания (раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности);

3. аксиология - философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни;

4. праксиология - философия социального действия (теоретическое рассмотрение человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений).

3. Чувственно-эстетическая ориентация философии. Гуманистическая функция философии.

Среди мировоззренческих функций философии следует отметить такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

Гуманистическая функция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

Художественно-эстетическая функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием идеалов гармоничного единства и красоты.


4. Практическая ориентация философии. Моральная функция философии.

Философия открывает человеку все богатство его естественной духовности и связанного с ней образа жизни. В результате, овладевая своей духовностью, человек обретает внутреннюю свободу. Философия участвует и в формировании материальной культуры, определяя характер и содержание подлинно человеческого бытия, его родовую сущность.

Осваивая свой философский потенциал, человек приучается формировать свой внутренний духовный мир. Философия закладывает в душе человека особый нормативный порядок, логическую последовательность и обоснованность, стройность и целеустремленность мыслей к высшим премудростям жизни. Философия формирует духовную культуру на самом высшем уровне умственной деятельности - на уровне вечных и всеобщих мудростей, без которых невозможна подлинно человеческая жизнь.

Социально-нравственная (моральная) функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

5. Назначение философии.

В понимании содержания, смысла и значения философии сложились разные подходы.

1. От Пифагора идет традиция, определяющая философию как любовь к мудрости.

2. Согласно Платону философия понимается как способ мышления о вечных истинах.

3. Аристотель видел в философии способ познания первоначала, первопричины мира.

4. Гегель определял философию в качестве духовного мира человека и человечества.

5. Для И.Фихте философия - это предпосылка и основа для всех знаний.

6. А.Камю видел в философии универсальный способ решения жизненных проблем.

Таким образом, каждый философ может своеобразно понимать суть, предназначение и роль философии. Но всех философов объединяет общая ориентация, определяемая той или иной исторической эпохой. На разных этапах истории центр внимания философии перемещается …

· от природы к мифу, (этап зарождения философии -VIII век до н.э.);

· от мифа к логосу, ( древняя философия - с VI века до н.э. по IV век);

· от логоса к тео (богу), ( средневековье - с V по XV век);

· от бога к науке, ( эпоха Возрождения и Нового врем. XVI-XVIII в.в.);

· от науки к искусству, (постклассический иррационализм XIX века);

· от искусства к технике, (техницизм и технократизм XX века);

· от техники к новым формам жизни (модерн и постмодернизм XXI века).

6. О смысле дальнейшего изложения.

В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия рассматривает всеобщие отношения независимо от того, где они реализуются - в природе, в обществе, или в мышлении.

Предмет философии условно подразделяется на те разделы, из которых складывается сама философия. В связи с этим, выделяется два основных структурных аспекта в предмете философии:

1. Онтологические отношения между человечеством и миром, в которых раскрывается общечеловеческое и всемирное бытие.

2. Гносеологические отношения, указывающие на познаваемость самого мира.

Структура философии может конструироваться на различных основаниях. Если такой основой является сам человек и его деятельность, то философия получает антропологический характер и структурируется в зависимости от целей, средств и результатов деятельности.

В общей структуре философии можно выделить следующие отрасли и дисциплины:

1. Онтология как учение об общих законах бытия, включая учение о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия), о человеке (философская антропология), о вселенной и космосе (космизм) и др.;

2. Гносеология как учение об общих законах и формах познания;

3. Логика как учение о нормах и законах мышления;

4. Эстетика как учение о красоте и гармонии мира;

5. Этика как учение о нравственном отношении человека к миру.

На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.

Тема 2. Античная философия.

1. Милетская школа философии.

Первая философская школа возникла в г. Милете. Ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины «архе».

Фалес считал первоосновой воду - «все происходит из воды и все в нее возвращается». Вода в понимании Фалеса - это «физис» (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - «познай самого себя».

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат «О природе». В качестве «архе» Анаксимандр считал «оперон» - «то, что помимо элементов», абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).