Посылками дедуктивного умозаключения могут быть суждения всех типов логических союзов - категорические, разделительные, условные или различное их сочетание, определяющее характер вывода. В соответствии с этим дедуктивные умозаключения бывают категорические, разделительно-категорические, условно-категорические и условно-разделительные.
Рассмотрение дедуктивных умозаключений принято начинать с категорических, с особой, наиболее типичной для дедукции формы этих умозаключений, называемой силлогизмом.
Как и другие формы абстрактного, научно-теоретического мышления, умозаключение имеет диалектический характер. Это выражается прежде всего в том, что в состав умозаключений входят как понятия, так и суждения, а эти формы мысли диалектичны. Кроме того, взаимоотношения понятий в суждении и суждений в умозаключении также представляют собой отношения единства противоположностей. В умозаключении отображено единство таких противоположностей, как единичное и особенное, особенное и всеобщее, тождество и различие, конкретное и абстрактное и др.
Рассмотрим, например, категории единичного, особенного и всеобщего. Являясь противоположностями, они по существу в каждом умозаключении находятся в органическом единстве.
Чтобы показать это, рассмотрим такое умозаключение:
Береза - дерево Дерево — растение
Береза – растение
В состав этого умозаключения входят три понятия: "береза", "дерево" и "растение". В этом умозаключении они теснейшим образом взаимосвязаны законами формальной логики. Но ведь эти понятия в то же время являются противоположностями, ибо соотносятся как единичное, особенное и всеобщее: термин "береза" здесь выражает единичное понятие, термин "дерево" - особенное, а термин "растение" — всеобщее.
Приведенное умозаключение раскрывает отмеченную ранее диалектику процесса познания, протекающего от единичного к особенному и от особенного - ко всеобщему.
Первая посылка "береза есть дерево" повествует о том, что единичное есть особенное. Здесь мысль протекает от единичного к особенному.
Вторая посылка "дерево есть растение" сообщает о том, что особенное есть всеобщее. Здесь движение мысли идет от особенного ко всеобщему. В выводе "береза есть растение", ради которого строилось все умозаключение, мысль движется от единичного ко всеобщему. Следовательно, в данном умозаключении единичное связывается и диалектически отождествляется со всеобщим, но не непосредственно, а опосредованно через особенное. Единичное с особенным и особенное со всеобщим связаны непосредственно, а единичное со всеобщим - опосредованно.
Отсюда видно, что особенное понятие, которое в логике называется средним термином, играет особую роль в умозаключении. Его важнейшее значение состоит в том, что оно логически и диалектически связывает единичное с общим и дает возможность построить правильное умозаключение. Поэтому второе понятие берется не произвольно, а только такое, которое способно играть указанную роль.
Умозаключение является важной формой мышления, которое обеспечивает получение новых знаний. Структура умозаключения является объектом изучения логики. Переход от посылок к заключению является очень спорным моментом. Различные философы по-разному рассматривают этот вопрос. Разрешение этого вопроса дало бы сильный толчок к получению новых знаний.
1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994.
2. Введенский А.И. Логика как часть теории познания. Пг., 1992.
3. Гетманова А.Д., Панов М.И., Уемов А.И., Никифоров А.Л., Бузук Г.Л. Логика. М., 1992.
4. Дмитревская И.В. Логика. Учебное пособие. М. 2006 г.
5. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. - М.: Знание, 1998.
6. Кобзарь И. ЛОГИКА Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов Санкт-Петербург 2001
[1] И.В. Демидова Логика Учебное пособие. М. 2006 г.