В 80 гг. XVII в. в Русской церкви разгорелся конфликт между представителями традиционного московского и нового киевского богословия по вопросу о времени пресуществления святых даров. По существу это был конфликт двух программ развития церкви. Одна из сторон этого конфликта — греческая партия — боролась за очищение православия от западного влияния и защищала святоотеческие традиции в церкви; другая — латинская партия — видела в призывах своих оппонентов угрозу церковной стагнации и расколов. Конфликт продолжался почти 30 лет и был остановлен вмешательством Петра I, который решительно поддержал латинствующих. Победа киевлян не только обернулась сворачиванием контактов Русской церкви с православным Востоком и сокращением изданий отцов Церкви. Она также привела к существенной переоценке роли патристики в православной жизни. Новая интерпретация патристики разошлась с практической мистико-аскетической линией, но оставалась в рамках церкви. Патристика обмирщалась, не отделяясь от церкви. Если в русских семинариях и читали отцов Церкви, то только по-латыни. Русские богословские системы XVIII в. рассматривали святоотеческие сочинения в качестве текстов, иллюстрирующих конструкцию В русском богословии сформировалось убеждение, что патристика — это не только догматическое учение отцов Церкви о предании, но и труды по риторике, философии и филологии. При этом отцы Церкви не всегда были правы, но и иногда ошибались. Происходило отделение личностного начала патристики от церковного Патристика становилась все более похожей на теорию.
Одним из инициаторов возвращения к пониманию патристики как религиозной жизни был митрополит Платон Левшин (1737—1811). Ему принадлежала идея возрождения монастыря Оптина пустынь, ставшим в XIX в. национальным центром православного старчества. Духовный опыт оптинских старцев оказал влияние на Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого, К. Леонтьева, В. Соловьева.
Патристика как школьная дисциплина появилась в православных духовных семинариях в 1838 г. В 1859 г. историческое учение об отцах Церкви в Московской духовной академии начал преподавать митрополит Филарет Гумилевский. По его инициативе в Московской академии было начато издание патристической литературы в русском переводе. Тем не менее, понимание патристики как исторического этапа в становлении Церкви все более утверждало свою значимость. Патристика в русском теоретическом богословии становилась тем, что принадлежит прошлому.
Вывод
Византийская патристика оказала огромное влияние не только на русскую православную церковь, но и на культуру и философию России, в частности на такое направление как славянофилы. Духовный опыт православия, в свою очередь повлиял на творчество таких писателей как Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой.
Заключение
В данном реферате были рассмотрены философские взгляды Каппадокийских Отцов Церкви – Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Григория Нисского. Они оказали огромное влияние на развитие византийской патристики и христианства в целом. Их вклад в богословие и философию сложно переоценить. Во многом благодаря каппадокийскому кружку христианство тало именно тем, чем оно является сейчас.
Список литературы
1. Сергей Астапов – "Время и вечность в восточной патристике", журнал "Логос" № 5 2004 (44)
2. "Патристика", статья из "Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия", материал с сайта http://www.megabook.ru
3. Сборник "История Византии. Том 3" // Сказкин С.Д. - Москва: Наука, 1967 - с. 508
4. "Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения" / Сост. С.В. Перевезенцев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 448 с.: илл. - Мировая философия.
5. С. Санников. "Общая история христианства Глава 2. Воцарившееся христианство", Альманах Богомыслие № 7 Одесса, Семинария ЕХБ, 1998. 288 с.
6. Святые 2 января. Святые Василий и Григорий Богослов (Назианзин) – материал с сайта http://katholik.spb.ru
7. Василий Великий - "Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия" // Василий Великий, архиеп. Творения. М.: Паломник, 1993. (Репринт с издания: М., 1846).
8. Василий Великий. Беседы на Шестоднев // Василий Великий, архиеп. Творения. М.: Паломник, 1993. (Репринт с издания: М., 1846).
9. Патристика – материал с сайта http://uchcom.botik.ru/philosophy
10. Григорий Богослов. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений в 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. (Репринтное издание.)
11. Григорий Богослов. Слово 29, о богословии третье, о Боге-Сыне первое // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений…
12. Перевезенцев С. В. - "Философия Средних веков: патристика" статья с сайта http://www.portal-slovo.ru
13. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
14. История мировых религий. Конспект лекций. Панкин С.Ф. 2008 - 160с
15. Григорий Богослов. "Творения" в 6 томах. Москва, 1849.
16. Алешин А. И. и другие - "Философия", 2-е издание, переработанное и дополненное М.: ТОН - Остожье, 2001 г.
17. Свобода – материалы с сайта http://russidea.rchgi.spb.ru
18. Аржанухин Владислав Владимирович – "Греческая патристика" статья с сайта http://russidea.rchgi.spb.ru