Смекни!
smekni.com

Проблема движения в античной философии и логические векторы ее решения (стр. 2 из 2)

Таким образом, подлинный философский разум — это как раз не шараханье от противоречий бытия и познания, а умение органически двигаться в стихии противоположных характеристик самих вещей и, соответственно, логических определений мысли.

Последующая пози­тивная платоновская диалектика в диалогах «Софист» и «Парменид» будет разворачиваться именно в этом ключе и вместе с диалектичес­кими идеями Гераклита станет основой всей европейской диалектиче­ской традиции. Кстати, и сама сущность движения после элеатов бу­дет осмыслена именно диалектически: как разные формы единства покоя и изменения, прерывности и непрерывности, линейности и не­линейности, качественных и количественных трансформаций.

Третий взгляд на сущность движения представил Эмпедокл, который как раз и попытался объединить противоположные взгляды и стал рассматривать изменчивость и устойчивость как две стороны об­щего процесса движения. «Сочетая ионийскую философскую тради­цию с италийской, Эмпедокл равно говорил об изменчивости и неиз­менности мира, но фактически в разных отношениях и частях. Мир неизменен в своих корнях и в пределах "круга времен", но изменчив на уровне вещей и внутри "круга времен".

Своеобразный итог данным спорам подвел Аристотель.Он дает классификацию видов изменения, среди которых выделя­ется возникновение, уничтожение и собственно движение, понимае­мое как осуществление сущего в возможности, переход его в дейст­вительность. Частным видом движения является механическое перемещение тела из одного места в другое, «движения помимо ве­щей не существует».

Мысленное представление движения предпо­лагает использование категорий места, времени и пустоты. Вечность движения Аристотель обосновывает «от противного». «Отрицание вечности движения приводит к противоречию: движение предпола­гает наличие движущихся предметов, которые, в свою очередь, или возникли, или же существовали вечно неподвижно. Но возникнове­ние предметов есть тоже движение. Если же они покоились вечно не­подвижными, то тогда непонятно, почему они пришли в движение нераньше и не позже. Трудно объяснить также причину покоя, а такая причина должна быть».

Итак, движение, по Аристотелю, реализуется внутри одной сущно­сти и внутри одной формы в трех отношениях — качества, количества и места, (т.е. для каждой исследуемой сущности всегда имеется данное трехчленное отношение.

Количественное движение — это рост и убыль. Движение относительно места — это перемещение, или, говоря современным языком, пространственное перемещение, механическое движение.

Качественное движение — это качественное изменение. Кроме то­го, всякое движение осуществляется во времени. Причем если движе­ние в пространстве и во времени изучает физика, то качественные из­менения выступают предметом метафизики. Перевод исследования проблемы движения в плоскость качественного изменения позволяет рассматривать его в наиболее широком, философски предельном смысле по отношению к бытию в целом, рассуждать об изменчивос­ти, процессуальности бытия.


Литература

1. Аристотель. Физика//Соч.: В 4 т. Т. 3, М., 1881.

2. Гегель Г.В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т 2. Философия природы. М., 1975.

3. ЛосевА. Ф. История античной философии. М., 1989.

4. Оруджев З.М, Диалектика как система. М., 1973.