Приведем уже цитированную выше, цитату из введения "Науки логики":"Только в новейшее время зародилось сознание, что трудно найти начало в философии ... Правда, принцип какой-нибудь философии также означает некое начало, но не столько субъективное, сколько объективное начало, начало всех вещей." - И в том и другом случае - "...интерес направлен на определение содержания. Вопрос же о начале, как таковом, оставался без внимания и считается безразличным как нечто субъективноевтом смысле,чтоделоидет о случайном способе начинать изложение" ([1] с.55)
Надо обязательно здесь остановиться и обратить внимание на следующее:натуважность,котораяпридаетсясамому изложению философии, на эту сращенность идеи философского учения с его изложением. Речь идет о том, что речь идет не только об изложении, а о познании, выражаемом вречии осуществляемомпосредствомречи (здесьслово речь во всех случаях употребляется специально). Начало изложения,при такойформепознания,естьсобственноужесамо познание ипоэтомусовершеннонеобходимымявляетсятребование о "необходимом начале изложения". Следовательно, наука философии, таким образом,определена начаться наукой о способе изложения;или,т.к.философиязанимаетсясутью вещей,начатьсяпознаниедолжнос выяснения сути словесных мысленных определений; или, т.к. философия в ближайшем определении есть "мыслящее рассмотрение предметов" ([2] с.85),тоначалофилософии - мышление мысленных определений,т.е. Начало науки философии - этомысленное определениетогокаксамо мышлениераскрывается в своей деятельностипроизводить мысленные определения,т.е. философия,как познание абсолютного вмысленных определениях должна была бы, по Гегелю, начаться наукой о языке. Но у Гегеля не рассматривается словесная сторона мысленных определений,а нерассматривается это потому, что "prius для мышления",считается Гегелем,должен быть и "первымвдвижениимышления"([1]с.56) речевая деятельность субъекта берется как данность,т.е.словесная деятельность начинается вместе с началом мышления - да, начинается, но уже будучи готовой к использованию, следовательно, по отношению к мышлению в мысленных словесных определениях - речь предпосылка. И ее нельзя оставить без научного рассмотрения.
Поэтому, проскакивая мимо этой проблемы, интерес Гегеля направлен на науку выясняющую необходимость, правильность использования этих, уже наличных, мысленных определений - на науку о правильныхсуждениях,умозаключениях получающихся в результате правильного,"спекулятивного" мышления, состоящего из моментов:рассудочного, отрицательного диалектического и положительного диалектического,т.е. философия,какнаука постижения абсолютного в понятиях, должна начинаться логикой.Даже, если начало таково,то оно должно былобыбытьименно изложением логики,апознав ее,бытьснятой и оставаться незримой связующей нитью понятий,пронизыватьсодержание,уже самой философии, постигающей абсолютное в мысленных определениях.А не подменять собой философию и идеей - Абсолютное.Получаем, что философия, решая поставленную перед собой, для начала, задачу, осуществиться в форме науки - о познанииспособа научного изложения,занимаетсяизложением логики, выдаваявсеэтоза постижение в мысленных определениях самого Абсолюта! Тройная подмена.Абсолютнизведен даже не к идее о нем,а к самому набору закорючек, букв, составляющих слово "абсолют".
Итак, "с чего следует начинать науку?", а с чего она началась сама? Ее начало в становлении словесного мышления. Идеянауки развертывается в работе Гегеля "Феноменологии духа"."В "Феноменологии духа"я представил сознаниев его поступательном движенииотпервой непосредственной противоположности между ним и предметом до абсолютного знания.Этот путь проходит через все формы отношения сознаниякобъектуи имеетсвоимрезультатом понятие науки." ([1] с.38) "дефиниция науки,или, точнее, логики, имеет свое доказательство исключительновуказанной необходимости ее происхождения." ([1] с.38) Представленный в "Феноменологии духа" путь есть путь развития форм познания эмпирическогопредмета от чувственного созерцания и до последней формы,которой является- научная форма. Но это все развитие словесного познания.Это познание, использующее в качествесвоего средства,слова- носителей,уже заключеннойвних, определеннойинформации.Как передать философствующему содержание своего учения без слов? Вот проблемка-то!Нетязыка - нет философии!Для самого философа слова - средства,с помощью которых он вытягивал информациюиз исследуемогопредмета.Информацию,которую оннесмогбы познатьбез соответствующего воспитания языку. НоЖивойДух несвязанэтиминичтожными ограничениями,оноткрывает себячеловекулюбой языковой принадлежности и уровня образования!
6) Развитие словесного мышления.
Итак рассмотрим развитие словесного мышления.Гегелем отмечалось, чтоначалонаукиимеетсвоейпредпосылкой тот результат развития содержания сознания,чтоонопрошло отсозерцанияэмпирического материала до чистого мышления. Поэтому не правомочно научное познание рассматривать в отрыве от до-научного,т.к.это была форма самой же науки. "Рассудочная форма науки - это всем предоставленный и для всех одинаково проложенный путь к ней,а достигнуть при помощирассудка разумногознанияестьсправедливое требованиесознания,которое приступает к науке, ибо рассудок есть мышление." ([3] с.7) Необходимость начала науки будет положена при раскрытии необходимости исчерпания до-научного познания и необходимости перехода от этой до-наукивнауку.Попытаемсяопределить,что является единой основой того и другого, и проследить ее развитие.
С чегоначинаетсяфилософствованиеили,даже, рассудочное размышление?Просто,человек ни с того,ни с сего начинает думать? Ведь нет же. С того, что человек оказывается в ситуации озадаченности. Размышление без вопроса - просто ассоциативные ряды не имеющие цели.Цель превращает размышление в познание,в движениев суть. Цель задается вопросом. Человек, наверно, стал человеком, когда впервые самозадачилсебявопросом.Сутьсловесного мышленияв постоянномдвижении от вопросов к ответам и от них снова к вопросам.Рассмотрение развития сутисловесного познания,вопроса-ответа,и есть философия языка. Необходимо проследить развитие "вопрос-ответа" из до-научной формы в научную. Развитие вопроса от эмпирического "что это такое?"дофилософского "Что есть Сущее по Истине?" и развитие ответа от эмпирического "это" до первого чистого понятия "Бытие".
Сам вопрос есть явление "спекулятивного" мышления,можно сказать, что он есть наиспекулятивнейшее, ответ может и не дойтидо "спекулятивности",но вопрос - всегда спекулятивен.Вопрос-это когда"язнаюо том,что знаю,что чего-то не знаю".В вопросе имеется:отсутствие знания о чем-то, но о чем-то, в какой-то мере, определенном, т.е. познанном, и единство этого не знания и знания, о каком-то предмете, в знании об этом.
Итак, вопрос, словесно выраженное не знание, ответ словесно выраженноезнание.Развитиевопроса и ответа происходит, как и по форме,так и посодержанию.Вразвитиивопроса и ответа можно обнаружить (пока описательно, не доказательно) следующие стадии:
1) Однословная форма.
- Имя - слово выражающееся существительным,именование.Oзвучивание воспринятой,существующей для субъектаопределенности:этот камень,это дерево,нет общихпонятий,чистая констатация, именование, нехарактеристика.
Однословные вопросы - чистоезнаниенезнания. "Спекулятивность" явленав полной,но не развитой,мере; или,иначе,однословный вопрос есть явленная "спекулятивность" мышления в своей тотальности, нов форме неразличенного единства знания и незнания, выраженное в одном, едином слове. В нем есть то, чтобылосказанов характеристикедлялюбоговопросавыше,а именно,что они есть выражение, когда "я знаю о том, что знаю, что чего-то не знаю". Это "чего-то"здесь неопределенно. Вопрос, в такой однословной форме, есть действительная чистая форма мышления.Внемнетконкретного содержания, ноон дает конкретноенаправлениемыслительной деятельности. Нет содержания и никогда не будет, никогда вопрос, как таковой, не наполниться содержанием и перестанет быть сам по себе. Он всегда перестает быть для мыслящего и поэтому возникает сноваи снова у него. Но для появления вопроса о вопросе, в чистой форме, а не очем-то,необходимо,чтобыв мышлении вопросвыделилсяв самостоятельный предмет мышления. Сначала в мышлении нет разделения между его, мышления, формой, чем является вопрос, и содержанием, чем является ответ. И вопрос есть вопрос о чем-то.
2) Двусловная форма.
- "(имя) какое? - вопрос раскрывающийся в описании предмета.
- Признак "(имя)такое"прилагательное - обозначает определенность,испытываемую самим воспринимающим, выражаетотношениенекоторой определенности квоспринимающему субъекту:это {имя} твердое,это {имя} горячее, по отношению к телу. Общихпонятий камень, огонь еще нет, есть именасобственные.Бытие этой определенностипринадлежит и предмету, и воспринимающему его.
наречие - предыдущая озвученная определенностьвозведена в самостоятельное качество предмета,субъективная сторона подвергнута упразднению.
глагол (Это какое? - действующее. Как действующее?) -обозначениетого,чтоприсущесамойпредметной определенности, ее самостоятельногосвойства не зависящее от воспринимающего.Через глагол определяется самостоятельноекачество самой выделенной определенности.Глаголомвыражаетсяопределенность, причинабытия которой лежит не в ней самой,а втом,что производит это определенное действие, ното, что и существует через это определенноедействие,хотя и не исчерпываетсяим,аследовательно может быть и через другиедействия.
причастие, деепричастие - отглагольные формы.
- "это" - местоимение достижение абстрагирующей силыума,выходза эмпирическую конкретность.