Узок был и временной диапазон жизни первобытного человека. Более или менее отдаленное прошлое уходило в небытие, не оставляя о себе и следа в памяти человека, а отдаленное будущее мало тревожило его воображение. В силу низкого уровня развития производства, общественных отношений и культуры у человека, по-видимому, еще отсутствовала жизненная потребность в воспроизведении прожитых лет. Подобно животному, он еще жил минутой и отдавался мгновению, хотя суровая реальность бытия заставляла его заглядывать в недалекое будущее, например, заготавливать продукты потребления впрок, и обращаться к опыту прошлого – преданиям и советам старших.
Усложнившаяся жизнь родо – племенного периода обусловила появление потребностей думать о прошлом семьи, рода, племени. Осознание истории жизни своей семьи, рода и племени включает в себя установление хотя бы элементарных датировок. Колоссальную роль в этом сыграл язык, особенно зачатки письменности. Фиксируя опыт людей и передавая его из поколения в поколение, письменность вместе с орудиями и результатами труда создавала обычаи и нравы. С помощью письма люди стали фиксировать и датировать наиболее значительные в жизни общества события, чтобы, как говорили древние историки, во времени не изгладить деяния людей и не были преданы забвению великие и достойные удивления подвиги.
Люди достигли осознания того, что у них есть не только настоящее, но и прошлое и будущее. Они стали осознавать, что новое поколение – лишь звено в общей цепи развития человечества. В этом и заключались элементы исторического сознания, что в перспективе рождало в душе человека чувство причастности к всемирной истории человечества.
Как у отдельного человека глубоко оседает в памяти все, что сделано им в жизни, во что вложены усилия его ума и воли, так и для человечества близко и ценно все им совершенное.
История – это общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании [ ].
Знание прошлого имеет колоссальное значения для созидания настоящего. Первые шаги в понимании социальной жизни связанные с представлениями о том, сто настоящее подготовлено прошлым. В дальнейшем путь исторического сознания привёл к убеждению, что для понимания настоящего мало знать прошлое, необходимо и знание будущего. Человечество стало осознавать, что прошлое рождает настоящее, настоящее готовит будущее, не «заглядывая» в которое невозможно во всей полноте осмыслить не только настоящее, но и прошлое.
В данном разделе мы поговорили о том, как первобытное общество развивалось, с какими проблемами столкнулся первобытный человек, какой прогресс был на данном этапе.
Постепенно общество начало делиться на определенные классы, сословия, этносы и т. д.как же разделялось общество, что препятствовало разделению и, что помогало мы поговорим в следующем разделе.
Социальная подсистема
Разделение труда и специализация в общественном производстве с необходимостью порождают социальную дифференциацию, возникновение относительно ослабленных социальных общностей и групп, выполнявших только им свойственные функции, занимающих определенное положение в обществе и имеющих собственные интересы. Следует подчеркнуть, что социальное расслоение и неравенство людей – естественное состояние общества. Мечта о « золотом веке», о всеобщем и полном равенстве неосуществима по причине своей полной ненаучности. Более того, она вредна, так как дезориентирует людей, вносит напряженность в социальные отношения. Лозунги всеобщего равенства, как известно из истории, никогда не реализовывались: вместо одного вида неравенства возникали другие. Борьба личного авторитета – силы, ловкости, мужества или умений – возникает на самых ранних ступенях общественной жизни. Можно сказать, что неравенство – важный стимул развития личности и конечном счете общества.
Особая роль в возникновении социального неравенства и развитии общества принадлежит институту собственности. С возникновением собственности происходит резкая дифференциация людей, связанная с имущественным неравенством. Возникают люди, занятые умственным трудом как особой профессиональной деятельностью. Названные процессы интенсифицировали разделение труда, обособление одних групп и объединения других в различные сообщества. Социальная структура любого общества в определенный период его истории характеризуется совокупностью конкретно – исторических социальных общностей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждений, регулирующих названные отношения.
Социальные общности и группы
Важнейший элемент социальной структуры – социальные общности и группы. Они представляют собой объединения людей, отличающихся наличием общих социальных признаков. К числу этих признаков относятся общие для группы потребности и интересы, ценности и нормы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли. Характер и тип социальной группы определяет и особенности ее поведения и место в социальной подсистеме общества. Главный объединяющий признак социальных общностей и групп – общность потребностей и интересов, определяемых их объективным положением в обществе. Различие социальных групп и социальных общностей стоит в степени их социальной однородности и устойчивости. По сравнению с социальными группами социальные общности менее однородны в социальном и более рыхлы в организованном отношении. Примером, иллюстрирующим понятие общности, могут быть, в частности, экологические, политические движения, общественные объединения типа спортивных или любительских и т. д.
Социальные общности и группы классифицируются по разным основаниям. В частности, выделяются большие и малые социальные группы. Для малой группы характерны близость составляющих ее членов, прочность связей, непосредственные личные контакты, неформальность отношений, общие ценности и правила поведения. Таковы, например, трудовой коллектив предприятия, учреждения или семья. Коллектив – малая социальная группа, объединяющая общей деятельностью, общностью интересов, норм поведения (трудовой, учебный, воинский, спортивный и т. д. коллективы) [ ]. Семья – важнейший институт общества, который основывается на браке или кровном родстве. Семейные отношения отличаются неформальностью межличностных взаимодействий, создающих необходимые условия для продолжения рода и благоприятствующих воспитанию детей, наследованию ими культурных традиций общества. семейные отношения не исчерпывающиеся родственными связями: они скрепляются взаимной моральной ответственностью членов семьи друг перед другом, совместным трудом и бытом и связанными с ними имущественными отношениями, регулируемыми правом.
Большие социальные группы – классовые, этнические, территориальные, общественно – политические и другие, возникающие исторически. Их роль в жизни личности и общества весьма значительна.
Этнические общности
Общественная жизнь протекает в рамках конкретно – исторических коллективов людей, которые складываются на основе общности хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, ритуалов, верований и образуют различные виды этнических общностей. Первой формой таких общностей был род – кровнородственное объединение людей, являющихся основной социальной, производственной и этнической ячейкой первобытного общества. объединение двух или более родов, насчитывающее от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, составляло племя. Племя имело общую собственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общую хозяйственную деятельность.
Общность людей, проживающих на одной территории, связанных общими, хозяйственной деятельностью, языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях, характеризует народность и нацию. Но между ними есть существенные различия. Предпосылкой становления народности являются союзы племен, миграция населения, близость языка (хотя диалектные особенности сохраняются). Это факторы разрушения кровнородственных родовых связей. Но и связи, объединяющие народность, достаточно рыхлы, важнейшее объединяющее начало – территория проживания племен, составляющих народность.
Главная отличительная черта нации – своеобразие материальной и духовной культуры, формирующихся на базе интенсивных экономических связей объединяющихся в ассимилированных в некое целостное образование народностей. Нация наследует общий для составляющих ее народностей язык, общность психического склада; специфические черты культуры, отличающие ее от культуры других народов; сформировавшийся устойчивый образ жизни; традиции; общность исторических судеб и развитое этническое самосознание. Отсюда – чувствительность нации к проблемам культурного развития языка, национальной специфики в целом.
В современных условиях генетически предшествующие друг другу этнические общности трансформировались, но тем не менее сохраняются, что препятствует консолидации народности и нации. Так, в ряде стран бывшего СССР, в том числе и в России, дают о себе знать проявления трайбализма, т. е. активной деятельности кланов, основывающихся на родоплеменной общности. Цель их активности – борьба за власть, политическое или экономическое влияние, доминирование в сфере культуры.
Сословия и классы
В социальной структуре общества значительное место занимают сословия и классы. Сословия– социальные группы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающихся юридическими или основанными на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление формирует сложную иерархическую структуру общества. например, в доколониальной Индии одновременно существовали сословия и классы – замкнутые эндогамные группы людей, связанные единством наследственной профессии. Наверху кастовой иерархии стояли касты брахманов и кшатриев, ниже находились касты торговцев и ростовщиков и еще ниже огромное количество земледельческих и ремесленных каст. В самом низу социальной лестницы находились касты неприкасаемых, лишенные права иметь землю и живущие за счет подаяния. Характерно, что имущественное положение привилегированных каст поддерживалось государством. В России сословное деление общества осуществлялось по другому принципу: духовенство, дворянство, купечество, крестьянство, мещане. Остатки сословного деления общества сохраняются практически во всех странах, где оно исторически сложилось.