Смекни!
smekni.com

Проблема прогресса в социальной философии (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШНГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Контрольная работа

Тема: Проблема прогресса в социальной философии

Выполнил: Студент 08304 группы Грошев Е. А.

Проверил: Доцент кафедры философских наук Хлебников М. В.


Оглавление

Введение

Понятие общества, гипотезы возникновения общества

Попытки научного описания происхождения общества

Прогресс и развитие общества

Социальная философия (учение об обществе)

Зарождение социально – исторического сознания

Социальная подсистема

Социальные общности и группы

Этнические общности

Сословия и классы

Институты

Государство

Территориальные группы

Заключение

Список литературы


Введение

«Чтобы понять эпоху или нацию, - писал Б. Рассел, - мы должны понять ее философию, а чтобы понять философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства в жизни людей во многом определяют их философию, но и, наоборот, их философия во многом определяет обстоятельства» [ ]. Действительно, при всем разнообразии, разнонаправленности философских проблем и учений, а также свойственных историко – философскому процессу моментов прерывности и преемственности в истории культуры можно выделить относительно длительные, подчас в несколько столетий, эпохи, философия которых выражает основные векторы духовной жизни общества, представляет собой «духовную квинтэссенцию своего времени» (К. Маркс).

Одно очень важное направление философии это социальная философия. Она занимается изучением общества его развитием, прогрессом. Тема развитие и прогресс, в социальной философии мне очень интересна. Я хочу раскрыть данную тему и ответить себе на давно меня интересующие вопросы. Я решил начать раскрывать эту тему с самого начала, т. е. с появления первобытного человека.


Понятие общества, гипотезы возникновения общества

О возникновении общества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые находят археологи и которые свидетельствуют о возникновении, развитии, сложном драматическом историческом пути, пройденном многими поколениями людей. Тем не менее, полной картины происхождения человека и общества до сегодняшнего времени в науке нет. Вызывает вполне обоснованные возражения религиозное объяснение происхождения общества (поскольку оно требует признания своей мифологии за действительность); идеалистическая концепция (в силу своей спекулятитвности) и материализм (по по причине отсутствия достаточной научной аргументации). В определенном смысле Кант прав, утверждая, что материализм нельзя применить в качестве принципа, объясняющего природу нашей души. И тем не менее, несмотря на неограниченность фактических данных, мы считаем необходимым отнестись с доверием к тем из научных фактов, которые позволяют с достаточной степенью вероятности реконструировать картину возникновения общества.

Попытки научного описания происхождения общества

Такие попытки делались в рамках марксистской орудийно-трудовой теории, согласно которой труд, а затем и членораздельная речь создали общество человека. Не отрицая значения орудий труда в жизни человека, мы тем не менее не находим сколько- нибудь внятного подтверждения этой гипотезы научными фактами. З. Фрейд усматривал источник происхождения человека в обладании им совестью. Этот взгляд совершенно не подтверждается этнографическими исследованиями. И. Хейзинга находит фундаментальный принцип культуры, которая формирует человека, в игре и игровой деятельности. Эрнст Кассирер (1875- 1045) выдвинул гипотезу, согласно которой высшим и универсальным принципом, объединяющим различные формы культуры, являются символические формы, т. е. знаки и символы, обусловившие появление человека и его сознания. Согласно Кассиреру наши далёкие предки не обладали достаточными природными данными, которые обеспечивали бы им выживание. Шанс на выживание был дан человеку его способностью наблюдать приспособительное поведение животных и подражать им. Это позволило нашим далёким предкам выйти за пределы своей видовой программы и преодолеть свою видовую ограниченность. В свою очередь, подражательное поведения стало источником возникновения знаковой символики, а затем и речи.

Можно предположить, что важнейшим фактом превращения животного стада в человеческое сообщество было формирование способности фиксировать в знаковой системе и передавать из поколения в поколение накопленный опыт. Такой способностью но обладает ни один вид животных. Показ, пример, система запретов и ограничений получали своё выражение не только в невеберальных, но и постепенно формирующихся вербальных средствах коммуникации. Общение позволяло закрепить трудовые навыки, упорядочить поиск и обработку пищи, согласовать свои коллективные действия. Этнографические данные показывают огромное значение игры как передачи опыта и формирование навыков совместной деятельности.

Среди наиболее известных выделяются запреты, связанные с поведением в отношении к пище, а так же сексуальные ограничения, и в первую очередь, запрет инцеста. Они имели далеко идущие последствия. Ведь беспорядочные половые связи несли угрозу вырождения потомства. По- видимому, полученный опыт и был зафиксирован в табу на брачные отношения между близкими родственниками. Это позволило упорядочить отношения между близкими родственниками, жестко их фиксировать, наблюдать обмен женщинами, дочерьми, сестрами, а затем по аналогии с ним - обмен пищей, изделиями, словами- знаками. Названные процессы способствовали установлению норм общения, поведения и отношений между людьми и осознание необходимости их соблюдения. Закреплению норм способствовали мифологические и первые религиозные представления и система табу, нарушение которых строго каралось. Не имея шансов выжить вне коллектива, каждый его член соблюдал установленные в нем нормы повседневного поведения. Таким образом, общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями. Нормы распространяются на все области жизнедеятельности человека и создают предпосылки возникновения культуры и цивилизации. Какую бы трансформацию не переживало общество, оно сохраняет эти важнейшие структурные элементы, возникающие вместе с человеческим родом. Таким образом, мы попытались выявить причины возникновения общества.

Социальная философия (учение об обществе)

Общество является предельно сложной из всех известных в науке систем, и его исследование сопровождается значительными трудностями. Общественная жизнь довольно динамична, и у каждого народа своя особенная и неповторимая история. Все процессы общественной жизни взаимосвязаны, так что в различных ситуациях определяющее и определяемое местами меняются. Чрезвычайно велика роль случайностей и субъективного фактора в реальном историческом процессе. Например, до настоящего времени ведутся дискуссии о том, могла ли Россия миновать исторический сценарий октябрьских событий 1917 года, были ли эти события трагической неизбежностью, или они произошли в силу случайного стечения обстоятельств.

Тем не менее, общественная жизнь на протяжении веков остается объектом неослабевающего интереса ученых и философов. Она изучается различными науками- социологией, историей, политологией, правоведением, этнографией и т.д. Задача науки- исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся, всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности. Хотя научное знание несравненно беднее самого исторического процесса, оно необходимо обществу, поскольку позволяет исследовать его реальную историю, видеть альтернативные возможности его развития в прошлом и настоящем, определять приоритеты сегодняшнего дня и способы влияния на настоящее и будущее.

В отличии от конкретных наук философия призвана исследовать всеобщее в историческом процессе. Философия не ставит перед собой задачу ответить на вопрос о причинах конкретных явлений, но создает методологические основания исторической науки, отвечает на вопрос, как надо подходить к отысканию этих причин. Она опирается на собственные мировоззренческие установки и участвует в разработке категориального аппарата социальных и гуманитарных наук. Раскрывая социальное содержание своих категорий, философия осуществляет на этой основе анализ конкретно- исторических процессов. Одна из проблем философии истории - проблема прогресса и развития общества. Философия призвана выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы. В истории философии существовало множество школ и направлений, отличающихся разнообразием мировоззренческих установок. Поэтому каждый философ, как правило, руководствуется собственными установками, по- своему объясняет не только мир в целом, но и общество. В данных разделах мы поговорили о том, что такое общество и как оно появилось. Попытались воссоздать наиболее точную картину появления общества. А сейчас мы поговорим о том, что было после возникновения общества. Как оно развивалось и прогрессировало.

Зарождение социально - исторического сознания

Элементы исторического сознания возникли вместе с формированием человеческого общества. Стадный человек осмысливал мир в рамках того, что он видел и слышал. Сообщества людей в глубокой древности центром мира считали место своего обитания. Они разделяли мир на стойбище, на место своей охоты и на «все остальное». Человек мог знать тогда лишь незначительное количество окружающих его сообществ, с которыми ему по тем или иным причинам приходилось вступать в контакт.