Проблема свободы и ответственности личности
План
Введение
1. "Человек", "индивид", "личность", "индивидуальность"
"Биологическое" и "социальное" в человеке
2. Структура и закономерности формирования личности
3. В чем заключается свобода и ответственность личности?
Заключение
Список литературы
Человек является одним из наиболее важных объектов изучения в философии. И проблема человека особенно актуальна в те кризисные, переломные моменты, когда остро стоит вопрос о смысле существования, ценностях всего общества. Общество же состоит из людей, личностей, каждая из которых индивидуальна. Без изучения индивидуальности, биологического и социального в человеке, нельзя понять, по какому принципу формируется личность, каковы причины поступков, в чём заключается свобода и ответственность индивида.
Без знания данных понятий, особенностей человека, многие проблемы в философии окажутся нерешенными. Ведь всё в мире взаимосвязано.
Значение данной темы велико. Необходимо учитывать типы личности и знать методы социально-психологического воздействия на них. Только в этом случае есть возможность что - то понять, изменить к лучшему, и чего - то избежать в историческом процессе.
При всей близости понятий человек, индивид, личность,индивидуальность следует различать их смысловые особенности.
Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире неизменно остаются центральными проблемами религии и философии.
Индивид (от лат. individuum - неделимое) - особь, каждый самостоятельно существующий организм, отдельный человек.
Личность - человек как субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательной деятельности. Личность характеризуется присущей ей смысловой структурой (системой взглядов, ценностных установок, предпочтений и т.п.), раскрывающейся в её действиях и поступках.
Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова);
2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
В специальных исследованиях понятие "личность" обычно употребляется во втором, более узком смысле: когда педагог говорит о личности школьника-подростка, социолог - о личности рабочего, криминалист - о личности преступника, каждый из них имеет ввиду прежде всего те черты, которые делают человека соответственно школьником-подростком, рабочим, и которые для них типичны и существенны. Понятие "личность" следует отличать от понятий "индивид" (человек как единичный представитель некоего целого - биологического или социального) и "индивидуальность" (совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других). Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.
Проблема личности в философии - это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и "... чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он “сделать” себя самого, создать свою собственную жизнь"[1].
В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества.
Чем больше психических свойств (характер, темперамент, способности, чувства) называются "личностными", тем глобальнее становится понятие "личность" и тем труднее им оперировать.
Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность - "особенное", характеризующее данную единицу в её качественных отличиях, противопоставляется "типичному" как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
При рассмотрении человека встает проблема соотношения социального и биологического в нем. Человек является существом биосоциальным. В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.
Биологическая природа навязывает человеку, что смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого Homo Sapiens.
Социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, индивидуального, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества и других людей.
Духовно-нравственная природа человека по признакам и филогенезу и онтогенезу произрастает сначала на основе биологической, а затем и социальной. По своему происхождению духовно-нравственная природа человека вторична по отношению к его природе социальной и третичная+9-* - по отношению к природе биологической.
В вопросе соотношения биологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе, встречаются самые различные точки зрения.
Например,немецкий биолог Э. Геккель, много сделавший для утверждения учения Дарвина, полагал, что развитие человека и общества определяется главным образом биологическими факторами, а двигателем общественного развития и эволюции человека являются борьба за существование и естественный отбор.
Двоюродный брат Ч. Дарвина - Ф. Гальтон в 1869 г. впервые сформулировал принципы евгеники. Он предложил изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества (здоровье, умственные способности, одаренность) будущих поколений. При этом прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели. Однако ее идеи нередко использовались для оправдания расизма, как это произошло с фашистской расовой теорией. Так, Гальтон в 1870 г. в книге "Наследственный гений" утверждал превосходство северной (нордической) расы людей (в том числе и умственное), а также белых над неграми. Он полагал, что представители превосходящей расы не должны вступать в брак с представителями отсталой.
В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека: панбиологизм, утверждающий, что оно целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор; и пансоциологизм, утверждающий, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование, то есть социальный фактор.
Каждый человек является носителем специфического, индивидуального набора генов, вследствие чего он генетически уникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многом детерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Самые серьезные и тщательные исследования показывают, что особенности генотипа проявляются не на расовом, а на индивидуальном уровне. У каждого человека генотип уникален. А различия обусловлены не только наследственностью, но и средой.
Рассматривая эту проблему, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются два периода - эмбриональный и постэмбриональный.
Первый охватывает промежуток времени с момента оплодотворения женской яйцеклетки мужским сперматозоидом и до рождения ребенка, т.е. период внутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).
Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток, многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам.
На сегодняшний день господствующей точкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не сами способности, как таковые, а лишь их задатки, в большей или меньшей степени проявляющиеся в условиях среды, то есть генетические возможности, задатки реализуются только в том случае, если ребенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. Если, например, у человека нет возможности заниматься музыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми. Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться.
Можно сказать, что вся цепочка предшественников современного человека и эволюция современного человека, с точки зрения сегодняшнего естествознания, может характеризоваться как эволюционный синтез биологического и социального.
Хотя развитие человека во многом обусловлено биологически, не следует, однако, абсолютизировать это влияние. В связи с этим, большой интерес вызывает такое современное течение, как социобиология.
Социобиологии предлагают вообразить среди огромного числа разумных цивилизаций космоса две особые интеллектуальные расы - эйдилонов и ксинедринов. Эйдилоны - от греческого "умельцы" - некие органические машины. Их мышление и поведение генетически запрограммировано. Сознание ксинедринов представляет собой как бы чистую доску. В их мышлении нет и следа генетической детерминации, оно целиком программируется внешней средой. К кому ближе мы - этим вопросом задаются социобиологи. Оказывается, люди планеты Земля идут особым, третьим путем, суть которого, по их мнению, в своеобразной генно-культурной трансмиссии, т.е. в постоянных переходах от генных факторов к культурным и наоборот. И хотя культура предлагает для развития человека множество возможностей, биологически предопределенные органы чувств и мозг индивида делают свой выбор. И именно это в масштабах всего человечества определяет формы и тенденции развития культуры: гены и культура "держат друг друга на привязи".