Смекни!
smekni.com

Проблема человека в философии (стр. 3 из 7)

К числу явлений движения относится Лукрецием и время. Он считал, что "времени нет самого по себе", время не существует "вне движения тел и покоя". Тем не менее, Лукреций говорил о бесконечности времени. Но это бесконечность не какой-то самостоятельной сущности наряду с телами и с пространством, а бесконечность совершенствующихся в природе процессов, бесконечность движения. Источником всех движений, которые происходят в космосе, является движение основных начал. Первотела падают "в направлении к низу отвесном" с равными скоростями без ускорения. В таком случае между ними невозможны столкновения. Следовательно, невозможны и взаимодействия, то есть образование миров. Лукреций вслед за Эпикуром ввел одно из удивительных понятий - непроизвольное отклонение падающих атомов.

С самопроизвольным отклонением атомов Лукреций непосредственно связывал свободу в поведении человека, свободу воли. Отклонение основных тел разрывает роковую цепь причин и следствий, разрушает законы рока, не будь его - люди не могли бы действовать по своему желанию, они были бы только марионетками. Лукреций вслед за Демокритом и Эпикуром убежден в телесности души, так что отношение души и тела есть отношение двух тел, из которых одно (душа) находится в другом (теле). Это возможно, поскольку тело состоит из первоначал, разделенных пустотой. В этой пустоте и находится телесная душа, объединяющая частицы тепла, воздуха, ветра и еще некоей четвертой сущности. Благодаря последней возникают чувства и мысль.

Душе не дано существовать без тела, а живое тело не может сохранить жизнь без души. Душа, дух, ум растут вместе с телом. Человек думает, что после смерти его ждут не только телесные, но и душевные муки. Но он забывает, что после смерти у него не будет никакой тоски и никакого стремления к благам.

СКЕПТИКИ. Философия скептицизма о человеке и обществе.

Острое ощущение непознанности, переходящей в непознаваемость мира, осознание относительности даже самых устойчивых представлений о нем, социальные катаклизмы, познавательная традиция - все это привело к формированию такого направления античной философии, как скептицизм.

"Скептицизм" - термин, фактически появившийся в обращении лишь в самом конце эллинистической эпохи, - используется в качестве удобного клише при характеристике двух философских школ. Первая из них - Новая Академия, учреждение, основанное Платоном и превратившееся в рассматриваемый период по преимуществу в полемическую школу. Новая Академия занималась критикой доктрин других школ, не выдвигая, однако, никакого собственного учения, если не считать утверждения о том, что познать ничего нельзя. Сблизившиеся с последователями платоновской Академии, скептики направили свою критику главным образом против гносеологии Эпикура и стоиков. Они также отождествляли счастье с понятием "атараксия", но толковали его как осознание невозможности познать мир (Тимон Скептик, III в. до н. э), что означало отказ от признания действительности, от общественной деятельности.

Основатель античного скептицизма Пиррон (Pyrrhon) из Элиды (около 360-около 270 до н. э) сам ничего не писал и воззрения его известны по записям его учеников. В юности он учился на художника, путешествовал с целью обучения в Индию и Персию. Вернулся он агностиком, воздерживающимся от высказывания собственного мнения, чего бы дело ни касалось. Он отрицал, что что-либо может быть хорошим или плохим, правильным или неправильным. Он сомневался в существовании чего бы то ни было, утверждал, что наши действия диктуются привычками и обычаями, и не допускал, что вещь сама по себе может быть больше этим, чем тем. На вопросы о том, какова природа вещей, как мы должны к ним относиться и что должно проистекать для нас из этого отношения? Пиррон отвечал, что мы совершенно ничего не знаем ни о каких вещах, что мы должны воздерживаться от всякого суждения о чём бы то ни было, как чисто субъективного свидетельства, и что нужно пребывать в полной духовной независимости от всего окружающего (невозмутимость, атараксия и даже полное "бесстрастие", апатия). Однажды, когда его наставник Анаксарх свалился в канаву, заполненную по горло грязью, и не мог выбраться оттуда, мимо случайно проходил Пиррон. Он заметил Анаксарха, но не придал этому ни малейшего значения. За такое безразличие непросвещенные сильно его порицали, однако Анаксарх похвалил его дисциплинированную апатию и мужественное подавление приязни. Его учение заключалось в том, что мы должны сопротивляться реальности изо всех сил, отрицая ее в действиях там, где это возможно, и на словах - где нет.

По учению Пиррона, философ - человек, который стремится к счастью. Счастье же может состоять в невозмутимом спокойствии и в отсутствии страданий. Желающий достигнуть счастья должен ответить на три вопроса:

из чего состоят вещи;

как мы должны к ним относиться;

какую выгоду получим мы из нашего к ним отношения.

На первый вопрос мы не можем дать никакого ответа: ни о чем нельзя утверждать определенно, что оно существует. Поэтому о любом способе познания нельзя сказать, истинный он или ложный, как всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противолежащее ему утверждение.

Из невозможности однозначных утверждений о предметах Пиррон выводил ответ на второй вопрос: истинно философский способ отношения к вещам состоит в воздержании от каких бы то ни было суждений о них. Это не значит, что не существует ничего достоверного: наши чувственные восприятия, или впечатления, безусловно, достоверны. Заблуждения возникают лишь в суждениях - там, где высказывающий пытается от кажущегося и являющегося заключать к тому, что существует поистине.

Ответом на второй вопрос определяется, по Пиррону, и ответ на третий вопрос: выгодой, проистекающей из воздержания от всяких суждений, будет невозмутимость, или безмятежность, в которой скептицизм видит высшую ступень возможного для философа суждения.

Ученики его учились сомневаться во всем и отрицать все - даже то, что они сомневаются и все отрицают. "Не более так, чем нет!" отвечали они на всё, даже на то, что мед слаще винограда, или что добродетель менее вредна, чем порок. Нет ничего истинного, что, вероятно, не является одновременно столь же неистинным, как и истинным. Под нападками логики и реалистов все они признали, что никоим образом не уверены в собственной неуверенности. Мы признаем очевидный факт, говорили они, но не признаем, что то, что, как нам кажется, мы видим, - это то, что есть на самом деле. Мы видим, что огонь горит, или кажется, что он горит, но дальше этого пойти мы не можем, не можем сказать, что горит весь огонь вообще или что Господь Бог создал огонь для того, чтобы он горел. Мед, в то ограниченное число раз, когда мы его пробовали, оказывался сладким, но сладок ли он на самом деле, мы не знаем. И, определенно, мы не знаем, в природе ли меда быть сладким и сладок ли он на другие языки.

Однако к началу I в. до н.э. Академия постепенно перешла к более доктринальной позиции, а к концу столетия почти полностью уступила свое влияние второму "скептическому" направлению - пирронизму. Его основателем стал Энесидем - скептик, проложивший путь этому новому течению мысли. Правда, Энесидем утверждал, что он всего лишь возрождает философию Пиррона, философского "гуру" раннего эллинистического периода. О неопирронизме Энесидема сегодня можно судить в основном благодаря трудам Секста Эмпирика (II в. н. э) - приверженца этой школы, который является представителем ее постэллинистического периода.

СТОИКИ. Философия стоицизма о человеке и обществе.

Стоицизм, как специфическое направление философской мысли, просуществовало с III века до н.э. до IIIвека н.э. Название этой школы произошло от названия места, где любили собираться эти философы в Афинах. На центральной площади города Агоре, где собирались граждане Афин для торговли, общения и общественных дел были расположены крытые колоннады, украшенные портиками (по-гречески портик - стоя). В них укрывались от дождя и палящего солнца. В одной из них когда-то расписанной рисунками и с тех пор прозванной Пестрым Портиком и собирались философы, которых быстро прозвали стоиками.

Стоицизм - наименее греческое из всех философских школ. История стоицизма распадается на три эпохи:

1) старая Стоя: создает и завершает систему; основоположники - Зенон Стоик Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп из Сол (III в. до н. э);

2) средняя Стоя: Панеций Родосский (II в. до н. э) вводит стоицизм в Рим, а Посидоний из Апамеи (конец II - I в. до н. э) смягчает первоначальный ригоризм;

3) поздний римский стоицизм: Плутарх, Цицерон, Сенека, Эпиктет, император Марк Аврелий.

Стоицизм своей жизненной силой и бодростью во многом обязан длительной полемике с Новой Академией. У истоков этого периода развития Академии стоит Аркесилай (глава Академии приблизительно с 268 по 241 до н. э); наиболее значительным и почитаемым защитником данного направления мысли стал Карнеад (глава Академии в середине II столетия до н. э), а самым авторитетным выразителем его идей - Цицерон (106-43 до н. э), чьи влиятельные философские работы писались в основном с позиций Новой Академии.

В конце IV в. до н.э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Основателем стоицизма был Зенон из Кития (город на Кипре) (около 333-262 до н. э). В Афинах он познакомился с послесократовской философией (как с академической, так и с философией кинической и мегарской школ) и в 302г. до н.э. основывает собственную школу. После его смерти (около 262 до н. э) во главе школы стояли поэт Клеанф (до 232 до н. э) и революционизировавший учение Хрисипп (232-206 до н. э).