Смекни!
smekni.com

Проблемы истины в эмпирическом и теоретическом познании (стр. 4 из 5)

Сердцевиной его концепции становится критерий фальсификации и метод фальсификации научного знания в качестве антипола позитивистской верификации. Впрочем, его принцип и вся философия в целом в равной мере направлены и против марксистских схем, причем не только в сфере познания, но и в более широкой области философских и социально-философских идей. Понять эту направленность можно, разумеется, лишь представив суть его основного философского кредо.

Разрабатывая его, он исходит из того, что истинность высказывания (предложения) нельзя окончательно проверить (подтвердить), полагаясь на верификацию, поскольку подтверждение следствия, вывода из неких оснований, еще не может быть подтверждением истинности самих этих оснований, равно как и наоборот. Эта слабость индуктивного метода рассуждений преодолевается опровержением, фальсификацией высказывания, поскольку опровержение следствия однозначно влечет за собой опровержение высказывания. Индукция как метод исследования заменяется методом проб и ошибок, более адекватно выражающим особенности развития научного знания. Поппер исходил из того, что научное знание, как и человеческое познание вообще, начинается не с tabula rasa (чистой доски), не с чисто эмпирических наблюдений над событиями. Познание всегда начинается с некоторых уже имеющихся представлений, гипотез, догадок о характере рассматриваемого предмета. Первая задача ученого и философа состоит в том, чтобы выдвинуть достаточно смелые гипотезы, опровергающие имеющиеся теории или концепции. Можно согласиться лишь на временное их признание, если первая попытка опровержения окажется безуспешной.

Сама по себе идея истинности и понятие истины выступают лишь как некий регулятивный механизм, позволяющий ученому отвергать одни теории и создавать другие. «Только идея истины,— пишет Поппер,— позволяет нам осмысленно говорить об ошибках и о рациональной критике и делает возможным рациональную дискуссию, т.е. критическую дискуссию, в поисках ошибок с целью устранения тех из них, которые мы сможем обнаружить для того, чтобы приблизиться к истине. Таким образом, сама идея ошибки и способности ошибаться включает идею объективной истины как стандарта, которого мы не сможем достигнуть». Ценность такого опровержения состоит в том, что оно с несомненностью указывает на ошибку и позволяет двигаться в сторону верных результатов. Истинность выступает всего лишь как антитеза ошибки, заблуждения или лжи. Она лишена качества «соответствия действительности» и дает лишь механизм «естественного отбора» наиболее защищенных от критики гипотез.

Большой резонанс в кругах представителей философии науки вызвала также концепция объективного «третьего мира» К. Поппера. Нетрудно найти аналогию этой концепции с платоновским «миром идей», тем более что «третий мир» Поппера выступает именно как мир объективного знания, не зависящего от человека и человечества, от субъективных восприятий, предпочтений, верований и т.д. Однако это не более чем исторические реминисценции, поскольку понятие «объективного знания», или «третьего мира». Поппера обладает иным содержанием и значением в развитии и статусе научного знания, не говоря уже об уровне современной философской разработки этих идей. «Платоновский мир Форм и Идей,— указывает на это различие Поппер,— был во многих отношениях миром религиозным, миром высших реальностей. Вместе с тем он не был ни миром личностных богов, ни миром сознаний и не состоял из содержания каких-то сознаний. Это был объективный автономный третий мир, существующий наряду с физическим миром и миром человеческого духа». Помимо взглядов Платона, в «продвижении» этой идеи можно обнаружить влияние и многих других концепций. Однако мы не будем сейчас детально «отслеживать» эти отголоски в концепции Поппера.

Укажем лишь то, что Поппер, предлагая плюралистическую философию, исходит из реальности всех трех миров: мира физических объектов, мира субъективных мыслительных процессов и «третьего мира» — объективного содержания нашего знания.

«Для этой плюралистической философии,— разъясняет свою позицию Поппер,— мир состоит по крайней мере из трех различных субмиров: первый это физический мир, или мир физических состояний; второй - духовный мир, мир состояний духа, или ментальных состояний; третий — мир умопостигаемых сущностей или идей в объективном смысле; это мир возможных предметов мысли, мир теорий "в себе" и их логических отношений, аргументов "в себе", проблемных ситуаций "в себе"».

На фоне явного преобладания позитивистского субъективизма в западной философии науки и быстро «отцветавшей» теории отражения в марксистской философии концепция Поппера прозвучала весьма внушительно. Теперь, после работ Поппера кажется даже банальным то обстоятельство, что помимо материального мира и субъективного сознания существуют идеи, теории, художественные образы, духовные ценности, верования и многое-многое другое, что представляет собой совокупность, а точнее, действительно огромный мир духовной культуры, существующий также независимо от индивидуального сознания человека (и в этом смысле объективный). Будучи таким образом объективированным, т.е. оторванным от индивидуального сознания, он не материализуется в полном смысле этого слова. Образ Евгения Онегина, созданный Пушкиным, музыкальные образы Бетховена, живописные образы И. Левитана, хотя и весьма близкие самой русской природе, написанной, что называется, «с натуры», никто не будет отождествлять с самим материалом, послужившим выполнению их замыслов и выражению их талантов; бумага, чернила, холст, краски, ноты, клавиши и т.п.

Знание в объективном смысле есть знание «без познающего субъекта». Мир знания, составляющий содержание книг, статей и т.д., существует самостоятельно. Даже не будучи актуализированным, потенциально он представляет собой значительную ценность для человечества. Этому миру присущи собственная логика развития, свои законы, не являющиеся непосредственным следствием какого-то индивидуального сознания.

Взгляды Поппера на взаимоотношения «трех миров», с одной стороны, вызывают возражения, а с другой — стимулируют продолжение его работы в том же направлении. В рассмотрении этих взаимоотношений Поппером важно констатировать, что современные научные теории подвержены опровержению далеко не так легко и просто, как того требует принцип фальсификации. Обычно они опираются на фундамент идеализированных конструкций. Их утверждения относятся в первую очередь к этим конструкциям и лишь во вторую — к эмпирическому базису. Сопоставления научной теории с действительностью через «посредствующие звенья» из области «третьего мира» оказываются чрезвычайно затруднительными. Но эти трудности преодолимы.

Безошибочного знания, согласно Попперу, не бывает, но если в науке развиты традиции рациональной критики, есть надежда, что ее проблемы будут решаться достаточно разумно и свободно. «Знание плюралистично по своей природе,— пишет он,— поэтому оно и есть синоним Свободы».

Структуры «третьего мира» еще нуждаются в детальном изучении, особенно что касается многообразных форм и способов связи этих «трех миров». Заслуга Поппера состоит в том, что он придал этой теме подобающее значение и заставил переосмыслить многие стереотипы, сложившиеся в философии науки и, в частности, в понимании истины, проверки знания, роли критики в научном познании и развитии культуры вообще. Это было, безусловно, освежающее веяние в философии. Но любое «освежающее веяние» в науке, философии, также, как и в природе, от чрезмерности имеет тенденцию превращаться со временем в «иссушающее». Не избежал этого и Поппер при всей строгости своих принципов. Однако это отдельная тема, не относящаяся прямо к проблеме истины, и поэтому отложим ее до специального рассмотрения. Антидогматизм концепции Поппера делал ее малоуязвимой. Ибо его методология считала ошибки естественными продуктами научного производства, а избавление от них требовало всегда более тщательного учета различия между субъективностью ученого и возможным его субъективизмом. Тем более что по сути его концепции Поппер, пожалуй, был первым из философов, кто открыто признал и даже обосновал методологически право ученого на собственную интерпретацию факта и на ошибку, в то время как убежденность в существовании сугубо объективного знания, характерная для марксистской философии, навязывалась ученым и философам на протяжении всего XX столетия всеми мощными средствами идеологического воздействия в странах коммунистического блока и за его пределами.

3.Человеческое измерение истины

В противоположность марксистской, позитивистской, постпозитивистской концепциям, истина, как ее понимают приверженцы «философии существования», не является ни гносеологической, ни логической категорией. Это категория социально-нравственного анализа. Истина подразумевает способ ориентировки личности в меняющихся жизненных ситуациях. Наиболее четкое выражение экзистенциального понимания истины можно найти у М. Хайдеггера, одного из самых ярких представителей этого философского учения. Для него истина - это прежде всего отрицательное понятие в том смысле, что она определяется как бы «от противного» — как «незаслоненность», «несокрытость».

Изначально имеет место состояние сокрытости, из которого истина вырастает в результате интеллектуального напряжения. Истина срывает покровы. Противоположностью истины является обманчивая видимость, которая, подобно туману, окутывает вещи и делает неясными их очертания. Истина «задрапирована» ложью. Ложь оказывается чем-то первичным по отношению к истине. Путь к истине состоит в преодолении обманчивой видимости. Истина же достигается в нейтральном процессе познания. Она всегда требует «снятия» обманчивой, но вместе с тем успокаивающей видимости. «Успокаивающая видимость» — это мир молвы и двусмысленностей, в котором предмет суждений выступает неясным и приблизительным, но тем не менее эти суждения о нем ни у кого, как правило, не вызывают сомнений.