Разумно такое определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"; "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия , онтологической категории , во втором - о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической ).
В последние годы во все большем круге смежных гуманитарных и естественных наук, а также в науках о человеке появляется все возрастающее понимание решающего значения пространства и времени. Как ученые, так и практики постепенно осознают, что почти любой физический процесс и действия человека имеют свою географию, а также историю. На каком-то уровне довольно банально звучит утверждение, что все существует в пространстве и времени, но на более продвинутом и содержательном уровне этот постулат превращается в остро осязаемое ощущение ”временнóй пространственности”, которая раскрываясь, наиболее полно освящает взятую тему. Нельзя не думать о XXI веке иначе, как о ”веке пространственных представлений”, то есть о времени, когда в человеческом сознании вновь вернется во всей своей масштабности географическое мышление. Умозрительно все большее и большее количество ученых приходят к выводу, что определенное место всегда определяется в более широком, зачастую многомерном пространстве. В практическом плане это означает, что любое перспективное решение опосредовано не только временем (когда это будет), но и местом (где это будет), а это ”где” всегда фиксируется в пространстве, структурированном весьма сложным путем.
Многие географы, работающие над широким спектром проблем, сразу осознают, что исследования, не учитывающие изменений на определенных исторических отрезках, остаются незаконченными и не могут объяснить многих особенностей происходящего в настоящее время. Исследования только тогда являются полными, когда оперируя понятиями пространства и времени, ученый может сказать, как обстояли дела когда-то, и как все пришло в то состояние, в котором прибывает сейчас. Все это в значительной мере активизирует географический поиск.
Список использованной литературы.
1. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989..
2. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.
3. Цит. по: Подольный Р.Г. Цит. Соч Сучкова Г.Г. Время как проблема гноселогии. – Ростов-на-Дону, 1988.
4. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. – 1969. – №3.
5. Подробнее см.: Ахунов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.
6. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М., 1977
7. Гуревич А.Я. Цит. соч. Цит. по: Финогентов В.Н. О становлении диалектической концепции времени Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990.
8. Державин Г.Р. Стихотворения. – М., 1968.
9. Цит. по: Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. – М., 1966.
10. Аскольдов С. Цит. соч. – Цит. по: Аскин Я.Ф. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. – М., 1988.
11. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.
12. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.
13. Высказанное в науке мнение, что сверхтонкий мир, микромир – вне времен и пространства, не разделяется большинством ученых. Подольный Р.Г. Цит. соч. Голованова И.А. Время, вечность, моменты // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. – 1993. – № 5.
14. Бердяев Н.А. И мир объектов // Мир философии: В 2 т. – М., 1991. – Т. 1. – Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. – М. - Л., 1963. Т. 8.
15. Бердяев Н.А. Время и вечность // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990
16. Бердяев Н.А. И мир объектов.
17. Бердяев Н.А. Время и вечность.
18. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.
19. Бердяев Н.А. И мир объектов. Ср. с другими его же суждением: "Память есть то начало, которое ведет непрерывную борьбу со смертоносным началом времени. Память есть борьба со смертоносной властью времени во имя вечности"
20. Бродский И. Цит. соч.