Смекни!
smekni.com

Психофизическая проблема в науке и философии (стр. 2 из 2)

Примерами таких общественных идеалов является «Кодекс строителя коммунизма», образы «Настоящего советского человека», «Истинного комсомольца», т.е. людей лишенных недостатков, не имеющих никаких проблем. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляют ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что также приводит к возникновению напряжения, дискомфорта, обиды, вины.

Выделяются целые комплексы социально-ободряемого и социально-неодобряемого поведения. [13, c. 31]

В указанных выше исследования показана возможность более легкого манипулирования массовым и персональным сознанием невротичного человека, т.к. отмечается его психологическая зависимость от окружающих, влияющая на особенность психологического здоровья.


3. Сознательное и бессознательное

3.1 Основные идеи психоанализа З. Фрейда

Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки связанные с человеком. [2, 312]

Представление о сознание, психике человека сильно изменилось с появлением психоанализа Зигмунда Фрейда.

В своих работах «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений» и др. Зигмунд Фрейд изложил свои основные идей о том, что человеческое сознание состоит как бы из трех уровней:

· Сознательное («Я);

· Сверхсознательное («сверх – Я» - правила поведения, родительские запреты, моральная цензура);

· Бессознательное («Оно» - совокупность инстинктов, комплексов, вытеснение переживаний и т.д., самые значительные здесь – половой инстинкт и инстинкт агрессии). [11, 376]

Самым адекватным выразителем внутренних противоречий психики, по Фрейду, является эдипов комплекс. Эдипов комплекс – это не реальное, а символическое описание того, как работает психика, ибо эдипов комплекс проявляется у всех, в том числе и у тех детей, у которых не было отца, во всяком случае, они его не помнят.

Фрейд полагал, что психиатрия должна лечить не тело, а личность.

Так же Фрейд уделял внимание снам и разработал подробную символику сновидений, с помощью которой можно толковать сны.

Психоанализ Фрейда получил огромный резонанс во всем мире, не было ни одной области культуры, которая не испытала бы на себе идей Фрейда. После его смерти сложилось целое направление в психологии, оно и по сей день развивает идеи своего основоположника. Одним из самых известных учеников Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, был Карл Юнг. [10, c. 374]

3.2 Теория «архетипов» К. Юнга

К Юнг, в отличие от Фрейда, который имел дело в основном с «личным» бессознательным, натолкнулся по его словам, на наличие внеперсонального, «родового» или коллективного слоя бессознательного, когда в ходе своей психиатрической практики обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, в бреде сумасшедших, ритуалах шаманов, в глубоких снах. И это навело его на предположение, что ниже уровня личного бессознательного лежат более древние, более архаичные слои психики, образовавшиеся в незапамятные времена формирования человеческого сознания. Родовое бессознательное состоит из совокупности архетипов (прообразов) – древних способов понимания и переживания мира. [11, c. 430]

Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своей практике, и для описания психологических явлений. Устойчивые образы в этих областях он и назвал архетипами. [10, c. 401]

Архетип – это система установок и реакций на мир древних людей в те времена, когда мир открывался им совершенно другим образом, чем нам сейчас, открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди должны были вжиться в окружающий мир, приспособится, как-то объяснить его и интерпретировать.

Архетип сам никогда не может достичь сознания непосредственно, но только опосредованно, с помощью символов. Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, никакая аналитическая техника не может его «вспомнить», ведь оно (в отличии от личного бессознательного) никогда не было вытеснено или забыто.

Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. Он вызывает преувеличение, раздутость, недобросовестность, иллюзию и одержимость, как в хорошем, так и в дурном. Поэтому, как рассуждает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов, за исключением некоторых, особенно умных сверхчеловеков, для которых «Бог умер».

Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывающие воздействие на целые народы и исторические эпохи. [11, c. 432]

Сопоставление архетипов Юнга с древнейшими мифологическими прообразами может помочь представить процессы внутреннего мира с большей полнотой. Архетипы выявляют корни вневременных проблем личности. Пользуясь терминологий Юнга, сегодня они касаются удачи и престижа (Персона), личных комплексов (Тень), партнеров по любви и браку (Анима и Анимус), судьбы (Дух) и покровительства (Великая Мать).


Заключение

На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

Что мир включает в себя два вида реальности: мир вечных идей, который считается основным – т.е. идеальный; и мир смертных вещей – т.е. материальный. И конечно, между ними есть связь.

Человек владеет прекрасным даром – сознанием, мышлением и языком.

Сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятие как значение слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак – средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален.

Также мы рассмотрели влияние современной цивилизации на психическое здоровье личности и выяснили, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями и социальным контролем за их проявлением (Супер Эго). Выделяются целые комплексы социально-ободряемого и социально-неодобряемого поведения.

Также, в ходе работы были рассмотрены две теории личности, теория личности по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я», «Сверх-Я» и в основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь одного элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствует еще и иррациональный бессознательный аспект, а конечной целью психологической концепции Юнга оказывается постижение жизни в ее внешнем и внутреннем проявлении в психике человека как особой целостной реальности.


Список литературы

1. Быкова Г.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.:1990.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2 Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

3. Высказывания великих. М.:”Мысль”, 1993.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,

Политиздат, 1975.

5. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. - Москва:

6. Пономаренко В.А. Социально-этические проблемы здоровья здорового человека, Известия РАО, 1999

7. Проблема сознания в современной западной философии. М.:1989

8. Руденский Е.В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения, Мир психологии 1998

9. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

10. Спиркин А.Г.. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

11. Философия под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П.., М. – 1996, 432 с., стр 481.

12. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. 1981.

13. Яковенко И.Г. Культурные аспекты механизмов и социально-психологические источники массового террора, Мир психологии, 1998