Смекни!
smekni.com

Развитие некоторых идей Сократа и Платона в теософии XX века (стр. 2 из 4)

Из трех частей души бессмертен лишь разум, познающий идеи. Платон поэтически изображал душу в виде возницы и двух крылатых коней, впряженных в колесницу. У богов возница и кони благородны и бессмертны. У людей же – только возница, кони же низкого происхождения и нечистой крови. Много требуется усилий, чтобы контролировать этих коней. Горе тому вознице, который не сумеет с ними справиться: Колесница падет с небесной твердыни и душа, потеряв свои крылья, вынуждена будет войти в телесную оболочку. Участь ее печальна и тяжела, но та душа, которая одарена живым стремлением в небеса, может войти в оболочку философа, и тогда ее земное скитание оканчивается скорее.

Отсюда – значение добродетели. Добродетель есть знание, и для каждой части души существует свой особый вид добродетели. Познавательная часть – разум – должна стремиться к истине, красоте и добру, поэтому знание их, или мудрость есть добродетель разума. Воля должна помогать разуму, не опасаясь и не останавливаясь ни перед чем. Добродетелью же чувственной части души должны быть умеренность и самообладание, так она может способствовать остальным частям души в их стремлении к идеалам. «Любовь есть некое влечение. Влечение же неразумно, и может стать необузданностью. Человек, подчиняющийся влечению, – раб наслаждения».(Федр).

Таким образом, разум, соответственно своей мере знания, должен управлять жизнью души и ее проявлениями: эмоциями, желаниями, поступками.

Примечание: Я думаю, что все греческие философы первых веков были в какой-то мере последователями Платона, во всяком случае, пользовались сходной терминологией. Поэтому, чтобы разобраться в учении Платона, я взяла книгу Иоанна Дамаскина «Точное изложение православныя веры». Перевод сделан авторитетным коллективом ученых под руководством профессора А.И.Сидорова, того самого, который перевел Максима Исповедника и Василия Великого. У Иоанна Дамаскина читаем: «Нужно знать, что разумное начало души владычествует над неразумным. Ибо силы души разделяются на разумную и ту, которая неразумна. Но неразумного начала души есть две части: одна непослушна разуму, то есть разуму не повинуется(жизненная сила: сила сердцебиения, сила роста, сила семени и т.п.),другая же повинуется разуму и разделяется на гнев и похоть. Сия часть души называется страстным и вожделеющим началом».

3. Как усовершенствовать разум и умножить знание?

Платон ставил вопрос о путях возникновения мысли. Вместе со своим учителем Сократом он считал, что рождению мысли способствует диалектика, обмен мнениями, духовный поиск, дискуссия. Но важнее всего создать условия, при которых душа шаг за шагом вспоминает то, что она созерцала, будучи в мире идей. Явления материального мира суть бледные копии вечных идей, и перед мысленными взорами впечатлительной души раскрывается постепенно другой, лучший мир, в котором она некогда жила. Напрягая все свои силы, душа начинает подмечать знакомый облик идей среди несвязного вихря вещей и явлений. Чем полнее отрешается она от внешнего мира, чем глубже всматривается в проявления, тем ярче оживают в ней воспоминания. Она все выше и выше поднимается над чувственными восприятиями, чуждыми ей с самого рождения, и начинает постепенно создавать понятия, соответствующие ее воспоминаниям, понятия все более и более сложные, все более и более высокие.

Чувственные восприятия имеют дело только с теми предметами, которые находятся вокруг нас. В сверхчувственном мире нужно пользоваться совсем иным орудием познания. Орудие это – разум, та высшая способность нашего ума, которая имеет дело с категориями бытия и вечности. При помощи его мы познаем идеи.

Каким образом возможно для нас знание, если объекты его, идеи, находятся вне условий нашего бытия, вне пространства и времени? Идеи недоступны нашим ощущениям, а только разуму, но каким образом может дойти до них разум сам, как же может он подняться над материальным миром?

При подготовке этого реферата я так и не поняла, какой конкретно метод предлагал Платон. В учебниках об этом не пишут, а собрание сочинений проштудировать не удалось. О современных методах получения надчувственного опыта скажу ниже.

4. Сравним Сократа и Платона

Легенда гласит, что однажды Сократу приснился сон: к нему прилетел прекрасный лебедь – священная птица Апполона, покормился из его рук и вновь улетел в небеса, издавая дивную мелодию. Наутро к нему привели нового ученика – юного Платона, и Сократ понял смысл своего сна. Платон всегда с любовью и уважением писал о своем учителе, но нельзя не заметить, как далеко он продвинулся по сравнению с ним. Сократ ограничивался изучением внешнего поведения человека. « Мудрость моя – мудрость человнческая».(Апология Сократа). О том, что выше личности., и о глубинных психических процессах он не только не размышлял, но агрессивно отвергал саму возможность такого изучения. « Сократ, ты по молодости слишком считаешься с мнениями людей. Поэтому тебе странно предположить для вещей существование некой идеи».(Парменид). Платон же не побоялся задуматься о высшем – и его разработки стали отправной точкой для размышлений практически всех философов вплоть до наших дней. У Сократа высшим благом была целесообразность Ради нее и совершалась добродетель. У Платона же тоскующая душа хочет вернуться на небо, и ради этого готова на самоограничение. Сократ обращался со своими слушателями неуважительно, задавая свои хитрые вопросы, заставляя противоречить самим себе, показывая ошибочность их суждений. « Обходя разные места, выискиваю и допытываюсь, не покажется ли мне кто-нибудь мудрым – и как только мне это покажется, спешу показать этому человеку, что он не мудр».(Апология Сократа) К тому или иному выводу человек должен был придти, исходя из ограниченного опыта своего пребывания в материальном мире. Платон же напоминал каждому о его божественном происхождении и предлагал припасть к бесконечному источнику мудрости.

ІІІ. К чему пришла теософия в ХХ веке по обозначенным выше вопросам

Говоря о теософии, я имею в виду прежде всего наиболее известных русских ее представителей – Е.П. Блаватскую и Н.К. Рериха. Идеи Е.П.Блаватской получили широчайшее распространение во всем мире, особенно в США. Основанное ею Теософское общество со временем разделилось на множество организаций и направлений, как религиозно-мистического толка, так и научно-философского, и сейчас охватывает миллионы людей. В России в последние годы имя Блаватской тоже стало известно, но, естественно, абсолютное большинство тех, кто называет себя ее последователями, идут по пути мистических экзальтаций, или используют полученные знания для магических действий. Мало тех, кто серьезно изучает поставленные проблемы, во всяком случае, они не занимаются саморекламой, и найти их трудно.

Труды Блаватской достаточно сложны для изучения. Дело в том, что она первая из западных исследователей обратила внимание на восточную философию, и в ее книгах – обилие неудобопонятных индийских и тибетских терминов. Со временем другие ученые подобрали для многих понятий аналоги, привычные западному уму, поэтому некоторые индийские слова после Блаватской никто никогда не употреблял. Елена Петровна и не ставила задачу популяризации своих выводов. Скорее наоборот, она просила учеников держать в тайне некоторые знания, ибо неподготовленный человек может употребить эти знания во вред себе и другим. Отсюда множество темных мест в ее произведениях.

Поэтому мне представляется более приемлемым размышлять над этими вопросами, читая книги А.А. Бейли. Книги Алисы Бейли ни в коем случае нельзя назвать популяризаторскими. Автор разрабатывает, углубляет и расширяет выводы Е.П. Блаватской, а также рассматривает их в соответствии с изменившейся современной ситуацией (середина ХХ века), на основе последних научных достижений. Более современные книги подобного уровня мне не встречались.

1. Предмет теософии

«Происхождение вселенной, уровни организации вселенной, человек во вселенной, единство истины и духовности» - так В.А. Канке обозначает часть философской проблематики (стр. 322-323). Эти слова можно целиком отнести к теософии.

Теософия по возможности конкретизирует «мир идей» Платона. Платон упоминает о Едином, богах, душах людей, логосах всех вещей и понятий. Но о соотношениях их сказано мало. Теософия же пытается систематизировать сведения о логосах (которые в мире идей являются сущностями) и их проявлениях. Высшая сущность обозначается словами «Тот, о котором ничего не может быть сказано» и проявляется через неизвестное число космических логосов. Космический логос проявляет себя через звездные логосы.

Солнечный логос – один из центров в теле космического логоса. Солнечный логос проявляется на трех космических планах: космическом ментальном, космическом астральном (астральный = эмоциональный), космическом физическом. Космический физический план – это не то, что в быту понимается под словом «материя», он включает в себя, в том числе, все личностные, душевные и духовные проявления человека, вплоть до высочайших. О составе человека будет сказано ниже. На космическом астральном плане солнечный логос проявляется в виде тех сущностей, которых называют ангелами, или дэвами (на востоке), или богами (Платон). На космическом ментальном плане солнечный логос проявляется через планетарные логосы. Имеет он и физическое проявление – это солнечная система.

Планетарный логос проявляется на двух космических планах: космическом астральном и космическом физическом. Каждый из космических планов проявления разделяется на семь уровней. В каждом уровне в свою очередь рассматривается семь подпланов. Для планетарного логоса система подпланов достаточно разработана. Тела проявления на различных подпланах названы по аналогии с различными персонажами религиозной литературы. Это лишь символические обозначения. Постоянно подчеркивается, что истинную природу этих сущностей и явлений человеческий разум постичь в принципе не может, т.к. он находится приблизительно на 3-ем и 4-ом подпланах космического физического плана. Одним из проявлений планетарного логоса, например, считается сущность, насыщающая царство природы, или логос царства природы, проявляющийся через царство природы. Царство природы состоит из человеческого, животного, растительного и минерального царств.