Считая концепцию методологического плюрализма (и в целом - эпистемологического анархизма) наиболее перспективной для науки, Фейерабенд, однако, резко выступает против того, чтобы навязывать данную концепцию, тем более осуществлять это навязывание насильственным путем. Это обстоятельство нашло свое выражение, как известно, и в названии его программной работы. "Против методологического принуждения".
И хотя насилие - политическое или духовное - играет, по его мнению, важную роль почти во всех формах анархизма, но именно "почти". Это не относится к эпи-стемологическому анархизму, который не навязывает себя и свои идеи насильственным образом, а "устраняет только методологические принуждения", провозглашая "царство самопроизвольности" - как в мышлении, восприятии, так и в деятельности. Одно дело, когда отдельный ученый или конкретное научное сообщество признает какую-либо методологию в качестве руководства для своей деятельности. Но совсем другое - и весьма опасное - дело, когда методологические правила подкрепляются угрозами, запугиванием, ложью, тем более всей принудительной властью государства.
Согласно Фейерабенду, общество должно быть настолько демократичным, чтобы позволить каждому своему члену (чем бы он ни занимался: наукой, бизнесом и т.д.) свободно выбрать любые стандарты и способы своей деятельности, не "третируя" инакомыслие других. Выбранные стандарты и нормы не могут быть внедрены в их сознание в результате силового (тем более, политического) давления, а должны быть результатом свободного и сознательного собственного решения, принятого на основе всестороннего знания различных альтернативных подходов, методов и т.п. "Однако, - подчеркивает философ, - ни при каких условиях общество не должно так ограничивать мышление человека, чтобы он был готов подчиниться стандартам одной частной группы". Это - прямая дорога в догматизм и монополизм, "помноженных" на субъективистский произвол.
Проверять возможности тех или иных методов, стандартов, норм и т.п., выбирать соответствующие из них (не дискредитируя другие), видеть различные методологические (и всякие иные) альтернативы, ни в коей мере не навязывать какие-либо подходы - тем более в качестве "единственно истинного метода" - все это Фейерабенд считает исключительно важным и для науки и для всех других форм и видов деятельности людей.
1. Баранов Г.В. Проблемы научного метода. Саратов, 1990.
2. Барское А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. М., 1994.
3. Ковалъченко И.Д. Методы исторического познания. М., 1987.
4. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.
5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.