Смекни!
smekni.com

Роль и основные понятия философии (стр. 3 из 7)

В-третьих, русская философия всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и определенную историософичность. Они много внимания уделяли вопросам развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России в контексте решения проблемы соотношения Востока и Запада, которая явилась фоном многих историософских исследований.

В-4 в отличие от представителей немецкой классической философии, русские мыслители осознавали недостаточность слишком отвлеченного мышления и рассматривали философию как средство решения коренных проблем человеческого бытия.

В-5, для русской философии характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям.

В-6, к основным чертам русской философии относятся также ее несистематичность, некоторая недооценка рационалистических конструкций.

Основные этапы развития: 1) становление философии (X-XVII вв.);2) обособление философии от религии и формирование социального института (XVIII- сер. XIX вв.); 3) начало создания оригинальных философских учений (сер. XIX-начало XX вв.); 4) советский период (1917-1991 г.);5) возрождение русской национальной философии(с 1991)

Значение первого этапа в истории русской философии весьма велико. Прежде всего в его рамках создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три основных потока отечественной философской мысли: религиозный, нравственный и историософский.

19. Сознание, самосознание

Сознание предполагает выделение себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру ,то выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.. Самосознание есть определенная форма сознания. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения.

Формирование самосознания человека начинается не с осознания им самого себя как личности, противопоставленной природе и родовому коллективу. Процессу формирования осознания человеком самого себя как разумной личности предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого. Процесс оформления родового самосознания служил одним из условий и предпосылок возникновения личного самосознания. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род.

Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида. Оно возникает в процессе общения; в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект.

Фомы самосознания: 1) самочувствие, элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей, 2) осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, к культуре, 3) возникновение сознания как «Я» совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого.

Самосознание является высшей формой сознательного отношения человека. Выделив себя из объективного мира и противополагая себя ему, человек осознает себя как личность.

Но оно постоянно проверяется, корректируется и развивается в ходе включения человека в систему меняющихся отношений. Основная функция и жизненный смысл самосознания состоит в необходимости саморегулирования поведения и деятельности человека в системе общественных отношений, в отношении с другими людьми, с обществом в целом.

21. Познание как философская проблема

Теория познания или гносеология (от греч. – знание и – слово, учение)– это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Теория познания занимается поисками предельных оснований знания, которые не являются чем-то общепризнанным и непосредственно очевидным. Поэтому теория познания всегда выступает в виде наличия различных концепций: материалистических и идеалистических, эмпирических и рационалистических, скептических и догматических и т. д. Теория познания от специальных теорий отличается тем, что она ориентирована на поиски всеобщих оснований знания. В ней важен не только результат, но и ведущий к нему путь, способ обоснования этого результата. В развитии теории познания можно выделить следующие основные этапы: 1)Античная философия, когда возникла теория познания, выступая в виде критического обсуждения условий получения истинного знания. Центральной проблемой здесь является отношение знания и мнения, истины и заблуждения; 2) Теория познания Нового времени, эпохи Просвещения (17-18вв.), когда в центре стояло обсуждение вопроса об источнике познания, о научном методе познания, о связи «Я» и внешнего мира, «внешнего» и «внутреннего» опыта, первичных и вторичных качеств; 3)Теория познания немецкой классической философии, где большое внимание уделяется субъекту познания, его творческой активности; 4)марксистская теория познания, критически ассимилирующая достижения классической немецкой философии и главное внимание уделяющая роли практики в познании; 5) Современные неклассические теории познания, в которых осуществляется пересмотр таких традиционных гносеологических проблем, как соотношение субъекта и объекта, проблемы истины.

Познание включает три звена: 1)объект познания, 2)субъект познания, 3)процесс их взаимодействия. Познание – это процесс взаимодействия между субъектом и объектом, результатом которого выступает знание. В самом общем виде субъектом познания выступает тот, кто познает, человек, наделенным сознанием и обладающий знанием. В созерцательном материализме в качестве субъекта выступает отдельный индивид, который пассивно отражает воздействие внешнего мира. В качестве объекта выступает весь мир. В идеализме под субъектом понимается сознание. Так субъективный идеалист Фихте сводит субъекта познания к человеческому сознанию, которое выступает некоей субстанцией, творящей внешний мир или объект. Объективный идеалист Гегель допускает существование мышления вне человека. Существует внечеловеческий субъект, в качестве которого выступает мировой разум. В марксистской философии в качестве субъекта выступает общественный человек, социальные группы и все человечество. При этом подчеркивается активность субъекта в познании. В качестве объекта понимается та сторона реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. В связи с этим не следует смешивать понятия «объект» и «объективная реальность». В основе взаимодействия субъекта и объекта лежит практика.

Под практикой понимается целенаправленная предметно-чувственная деятельность людей по преобразованию материальных систем. Важнейшими чертами практики являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем. Практика имеет конкретно-исторический характер, изменяясь в ходе истории. Практика является общественно-историческим, непрерывным процессом, в котором в качестве субъекта выступают сменяющие друг друга поколения людей.

22.23 24. Основные уровни и формы познания

Длительное время в гносеологии противостояли друг другу две концепции: эмпиризм и рационализм, которые расходились в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Эмпирики (Бэкон, Локк, Гоббс) считали, что в основе познания лежит опыт, а чувственные формы являются определяющими в получении научного знания. Недостатком эмпиризма была недооценка роли логического мышления. Близким к эмпиризму является сенсуализм, отводивший логическим формам лишь роль упорядочивания эмпирического материала. Так, Локк считал, что в знании нет ничего кроме чувственного опыта. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) ставили разум, логическое мышление выше чувств. Они считали, что органы чувств дают лишь поверхностное и иллюзорное знание и подлинную научную истину можно установить лишь на основе строгого логического анализа. Эмпиризм и рационализм являются крайностями в гносеологии, возникшими на основе одностороннего и ложного противопоставления в познании чувства и разума.

В реальном познавательном процессе можно выделить два уровня, две ступени познания: 1) чувственный и 2) рациональный. Уяснение сущности перехода от чувственного познания к логическому мышлению является камнем преткновения для всех метафизически мыслящих философов. На субъективно-идеалистической основе принцип единства этих ступеней познания разрабатывал Кант, а на объективно-идеалистической Гегель. С диалектико-материалистических позиций эта проблема решалась К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые процесс познания рассматривали как сложный многогранный процесс отражения действительности. Общее движение процесса познания резюмируется в ленинской формуле: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…» В основе живого созерцания лежит чувственное познание, включающее такие формы как: а)ощущения, б)восприятия, в)представления.

Предметы и явления окружающего мира воздействуют прежде всего на органы чувств человека (вкуса, зрения, обоняния, осязания, слуха). Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих как раздражители на наши органы чувств, а также процессов, происходящих внутри организма (например, пищеварения, сокращения мускулов, выделений) и фиксируют отдельные стороны предметов. Ощущения являются образами, отражениями, копиями или своего рода снимками свойств предметов и явлений объективного мира. Являясь субъективными образами объективного мира, не могут существовать вне конкретной исторической личности со всеми индивидуальными особенностями ее анатомо-физиологической организации, психического склада, опыта, интересов и склонностей, накладывающих свой отпечаток и на ощущения. Ощущения человека содержат в себе в идеальной форме то, что реально находится вне ощущений, в окружающем мире.