Восприятием является целостный чувственный образ, который мы получаем от того или иного объекта, когда одновременно работают несколько органов чувств. Представлением называется чувственный образ, который возникает в нашем сознании в отсутствии того или иного объекта, когда мы вспоминаем об этом объекте. Мы легко можем представить себе своих родных, своих друзей. В представлении мы имеет обобщенный чувственный образ объекта, не связанный непосредственно с его восприятием.
В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Элементарными формами логического отражения являются: а)понятияб)суждения в)умозаключения
Понятие – это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (например: человек, дерево, дом, молекула, клетка и т.д.). Если в восприятии мы отражаем внешний облик данного человека, а в представлении – типичный облик человека с характерными для него внешними признаками (прямой походкой, руками, ногами, головой и т.п.), то в понятии о человеке мы не ограничиваемся отражением этих признаков, а раскрываем его более глубокие, существенные признаки. Содержанием понятия «человек» охватываются его существенные признаки: человек выступает как общественное существо, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее сложноорганизованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Понятия отличаются от форм чувственного познания по способу образования и выражения, а также по своим познавательным возможностям. С помощью понятий человек проникает в то, что недоступно ощущениям, восприятиям и представлениям. Человек не может, например, воспринимать скорость света, строение атома, работу мозга, но он может отразить все эти явления с помощью понятий. Будучи не в состоянии непосредственно воспринимать эти явления, он может понять их.
Понятия не существуют в голове человека изолированно друг от друга. Чтобы отразить связь и взаимозависимость явлений, понятия должны быть связаны между собой. Они возникают и существуют лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить – это значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между различными сторонами предмета или между предметами. Суждения это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем либо. В человеческой речи суждение выражается в виде предложения. По отношению к действительности суждения оцениваются как истинные или как ложные, т.е. соответствуют ей или не соответствуют, что устанавливается в конечном счете в практической деятельности людей. К тому или иному суждению человек может прийти или путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, или опосредованным путем – с помощью умозаключения. Умозаключение – это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Таким образом, если суждение представляет собой определенную взаимосвязь понятий, то умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся. В отличие от чувственных форм логические средства познания не обязательно должны сопровождаться чувственными образами. Правда, в понятии как бы в свернутом виде содержится образ предмета.
Проблема истины является ведущей в теории познания. От того как она понимается зависит зачастую и жизненная позиция человека. Имеются различные трактовки истины. В классической гносеологии главным являлось понимание истины как соответствия знаний действительности. Истина – это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет следующие главные характеристики. Во-первых, это – объективность истины как такой части знания, содержание которой от нас не зависит. Она существует потому, что существует объективный материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает сходство с оригиналом. Это независящее от нас содержание наших знаний и есть о б ъ е к т и в н а я истина. Во-вторых, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии субъекта и объекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чувственной ступени познания эта форма определяется предысторией человека и особенностями биохимических и физиологических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях осуществляется познание. В-третьих, это – абсолютность истины как той части знания, которая не может быть опровергнута дальнейшим развитием познания. В-четвертых, это – относительность истины как приблизительное, верное лишь при определенных условиях знание.
Истина достигается в противоречивом взаимодействии субъекта и объекта и поэтому в ней отражается единство объективного и субъективного моментов познавательного процесса.
Достижение объективной истины является целью познавательной деятельности. Под объективной истиной понимают такое содержание наших знаний, которое целиком и полностью обусловлено объектом, не зависит ни от человека, ни от человечества. Под абсолютной истиной понимается знание полностью, абсолютно совпадающее по своему содержанию с отражаемым объектом. Однако достижение такой истины в процессе познания является скорее идеалом, чем реальным результатом. Обычно приходится довольствоваться относительными истинами. Под относительной истиной понимается такое знание, которое частично, неполно соответствует объекту познания. Относительная истина уточняется и дополняется в ходе познания и она выступает как знание, подлежащее изменению. В реальном процессе познания абсолютная и относительная истины, хотя и противостоят друг другу, но в то же время взаимосвязаны. Путь к абсолютной истине лежит через уточнение и обогащение относительных истин.
наиболее надежным критерием истины, способствующим отграничению ее от заблуждения, является практика. Вместе с тем нельзя абсолютизировать практическую деятельность, поскольку она имеет не абсолютный, а конкретно-исторический характер. Поэтому можно сказать, что критерием истины является практика, взятая в ее историческом развитии.
В глубокой древности возникли 3 основные версии возникновения человека: 1) люди сотворены богами, 2) люди сотворены пришельцами из космоса, 3) люди появились в ходе биологической эволюции. Две первые теории не разделяются учеными-специалистами в области антропогенеза и считаются вненаучными.
Первые мифы о сотворении человека из земли появились у народов Передней Азии примерно 10-11 тысяч лет назад. Так, в аккадских сказаниях боги лепят людей парами из глины, а затем через пуповину вселяют в них жизнь. В Библии говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Книга Бытия). По библейскому сказанию, Адам – первый человек и отец рода человеческого, проживший 930 лет. В отдельных мифах содержится зародыш эволюционного подхода к объяснению появления человека на земле. Так, люди из индийского племени джайвате полагали, что они происходят от бога – обезьяны Ханумана. В качестве доказательства они указывали на то, что у их князей якобы сохранялись более длинные позвоночники с отростками, похожими на хвост, с которым обычно изображался Хануман – герой эпической мифологии «Рамаяна». Согласно некоторым мифам, процесс превращения обезьян в человека происходил не сразу, а в течение нескольких поколений.. У ряда племен Малаккского полуострова в Юго-Восточной Азии сохранились предания о том, что они потомки белых обезьян, которые жили в горах, но однажды послали своих детенышей вниз, в долину, где и произошел процесс превращения обезьян в людей.
Сторонники внеземного происхождения человека утверждают, что он является созданием пришельцев из космоса. Они якобы посетили нашу Землю в глубокой древности и оставили вот такую «визитку». Этот подход называют иногда палеовизит. Такого рода гипотезы реального подтверждения не имеют.
В Х1Х в., особенно после создания Ч.Дарвиным эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Нам она известна в марксистском варианте, хотя и не сводится к ней. Все сторонники этой концепции считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий труда, способствовал формированию человека, изменению его руки и мозга. Таким образом, 1) орудийная деятельность, 2) сплочение в общество, 3) речь и мышление считаются решающими факторами превращения обезьяны в человека. Затем добавились регулирование брачных отношений, нравственность и др.
Основные принципы марксистской концепции антропосоциогенеза изложены в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Он творчески развил применительно к процессу возникновения человека содержащуюся в «Капитале» идею К. Маркса о том, что социальное значение труда не ограничивается преобразованием внешней природы, но обусловливает также изменение самого человека и всей системы взаимоотношений людей. Формулируя трудовую теорию происхождения человека, Ф. Энгельс не ограничился, однако, чисто социальными факторами развития. В анализе проблемы происхождения человека он искал связующие, промежуточные звенья между различными формами движения материи. В частности, в антропогенезе он стремился проследить переходы биологической формы движения в новую, социальную форму.