Бог – абсолютное сущее, человек – абсолютное становящееся, а полный итог мира выражается понятием “Богочеловечество”, в котором и реалезуется синтез божественного и человеческого.
В философской системе Соловьёва значительное место занимает гносеология всеединства. По мнению философа, “цельное знание только тогда будет носить “безусловный характер”, когда оно объеденит в себе чувственный опыт и рациональное мышление, подчинив их вере. Другими словами, существует три вида истины:материальнае, формальная, абсолютная. Их носителями являются, соответственно, наука, философия и религия.
Философия всеединства объясняет и направляет, по мысли Соловьёва, практическую деятельность человечества, которое осуществляет “царство бытия” на земле. В основе учения о человеке у него лежит идея единства человека и Абсолюта. С одной стороны, человек – существо материальное, с другой – божественное.
Абсолютное в философии всеединства не мыслится вне мира, оно с ним связано. Но разработанной картины мира у Солвьёва нет. В философии всеединства Абсолютное сущее производит, творит бытие, природу, но не переходит в неё полностью. Этот акт превращения Абсолютного в мир вещей и явлений происходит, по словам Вл. Соловьёва “свободным актом мировой души, объединяемый ей мир отпал от Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов. Длинным рядом свободных актов всё это возрастающее множество должно примириться с собой и с Богом и возрадиться в форме обсолютного организма”.
Мировой процесс – это, по существу, процесс собирания всемирной; восхождение к единству, к всеединству: от минерального царства – к растительному, от него – к животному, затем к природно – человеческому и, наконец, к царству духовно – человеческому, которое и называется Царством Божим.
4. Н.А. Бердяев. о “судьбе” России
Опубликованная в 1946 г. Книга Н.Бердяева “Русская идея” завершила собой примерно вековой период поиска русскими мыслителями ответа на вопрос о сущности “русского начала”, о конечном смысле его бытия. Бердяев приходит к выводам, имеющим отношение к русской идее.
1) “Русская идея – эсхатологическая, обращенная к концу. Отсюда русский максимализм. Но в русском сознании эсхатологическая идея принимает форму стремления ко всеобщему спасению”.
2) “Русская религиозность носит соборный характер. Христиане Запада не знают такой коммюноторности. Русская же идея есть идея коммюноторности братства людей и народов.
3) “У русских – иное чувство земли, и сама земля иная, чем у Запада. Русским чужда мистика пасы и крови, но очень близка мистика земли”.
4) “Русский народ, по своей вечной идее не любит устройства этого земного града и устремлён к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму,но новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдёт”.
Главным антологическим началом в философии Н.А.Бердяева является свобода. Утверждаемый философом примат свободы над бытием определяет основные постулаты его философского видения мира: примат духа над природой, субъекта над объектом, личности над обществом.
Свобода. По мнению Бердяева, - абсолютная, иррациональная категория, она несоизмерима ни с какими другими категориями. Ее уникальность состоит в том, что она добытийственна и существует как нечто, “бездна”, представляет собой иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего. Эта “бездна” – основа бытия, из неё рождается Боготворец, который в свою очередь рождает мир. Философ утверждает дуализм Бога-творца и несотворённой свободы. Это утверждение освобождает Бога от ответственности за зло, происходящее в мире, таким образом, Бог у Бердяева всеблаг, но не всемогущ.
Свобода пронизывает всю человеческую, деятельность. Она – состояние его творящего сознания, которое нельзя рационально, научно объяснить, а можно только пережить. Вне свободы возможна только имитация мысли. Свобода как состояние познания имеет потенцию прорываться в трансцендентное; она “положительная творческая мать”, источник энергии, не подчиняющейся началам термодинамики. Вне знания – свобода – некая недетерминированная ничем трансцендентальная реальность, некоторый предел, “безосновная идея бытия”.
Бердяев вводит представление о двух составляющих самой самой свободы, присущей первобытию, то есть человеку; он фиксирует их в понятиях первой и второй свободы.
Первая свобода – это самое глубокое определение первобытия, это свобода – произвол; в ней выявляются бесконечные потенции духа. С произвольной, противодуховной реализацией этой свободы и связано “отпадение” мира, переход первобытия (духа) в состояние дуального противостояния мира и духовной сущности человека. Сознание выступает как “затвердение “ духа, как форма его приспособления к миру необходимости. И только к возникшему “затвердевшему” сознанию, которое пытается ориентироваться в мире, наполненном противоречиями, присуща вторая свобода – свобода выбора добра, свобода стремления к совершенству в мире.
Объективация существует, по Бердяеву, как неподлинное состояние подлинного бытия, потерявшего свободу.
Наиболее наглядно объективация проявляется в социальном мире. Н.А. Бердяев определяет объективацию как социальное царство механических коллективов, как отчужденность в них субъекта, поглощенность личного общим, подавление свободы, господство детерминации, как социализацию человека. Н.А.Бердяев вводит концепцию терминам “опредмечивание” и “отчуждение”. Мир объективации – мир явлений. Объективация есть отчуждение и разобщение. В объективации нет “приобщения”. Она оставляет субъекта в одиночестве, а вместе с тем принуждает к сцеплению и связанности с другими и с другим.
Бердяев рассматривает различные формы объективированного мира: экономику, технику, государство и т.п. Переход культуры в цивилизацию, по Бердяеву, связан с изменением отношения человека к природе. В цивилизации техника господствует не только над природой, но и над духом. Цивилизация буржуазна по своей природе. Буржуазность агрессивна в том отношении, что поглощает души. Бердяев не верит в возможность преобразования социальной жизни на путях бесклассового общества. “Буржуазность есть царство социальной обыденности, царство объективации, удушающее человеческое существование”.
Литература
1) Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х. томах . Ростов-на-Дону:
“Феникс”, 1999.-544с.
2) Лосский Н.О. История русской философии.-М.:Высш.шк., 1991-559с.
3) А.И.Новиков. История русской философии Х-ХХ веков. СПГ.: Издательство ”Лань”,1998-320с.
4) История философии: Учебник/ Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич./ Под. ред.Ч.С.Кирвеля.-Мн.: Новое знание, 2001-792с.
5) Емельянов Б.В., Любутик К.Н., Русаков В.М., Саранчин Ю.К.История русской философии: Учебник для вузов.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005-736с.
6) История философии. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, ”Феникс”, 1999.-576с.