Что характеризует его эстетический облик?
Развитие неотъемлемой потребности художественных впечатлений; высокоразвитый вкус; знание и понимание искусств прошлого и их памятников; органическая потребность в художественном творчестве, хотя бы и малого диапазона; свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями Прекрасного.
Что характеризует его облик нравственный?
Деятельная доброта к окружающим; способность горячего сострадания и сорадования; чувство единства общечеловеческого; чувство единства космического; свободное и счастливое чувство благоговения перед явлениями Высокого.
Чем же, наконец, может характеризоваться внешний, телесный облик такого человека?
Мне кажется, его телосложение будет стройным, движения пластичными, походка лёгкой, мускулатура гармоничной, а лицо - открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и как бы светящимся изнутри. [п. 19, книга XII, глава 1, с.415].
Современную педагогическую интерпретацию идей космизма дал А.В. Хуторской. Обобщая идеи Д. Андреева и Н, Федорова, он выдвигает следующие тезисы:
Образование - это не столько "заказ" социума, сколько миссия человека во Вселенной. Человек равновелик миру, следовательно, его предназначение - вселение в свой мир.
Вселение происходит через собственную продуктивную деятельность образовывающегося человека.
Смысл творчества заключается в самой природе существования человека. Осуществляемое каждым индивидуально, творчество имеет общечеловеческий, космический характер.
Образование - это поиск нового, свободное открытие мира. Образование является открытым, направленным на освоение неизвестного, а не только на изучение известного. Образование - суть творение, а не присвоение.
Образование человека имеет смысл связи времен, создавая будущее, он "воскрешает" прошлое, изучая прошлое - создает будущее. Через личную деятельность в историческом времени человек становится участником культурно-исторических процессов человечества.
Содержание образования заложено в реальной действительности.
Образование начинается с "малой родины", постепенно расширяемой вовне.
Пути и методы познания отыскиваются в самой познаваемой реальности, намечаются из объектов бытия.
Познание объекта происходит с помощью всего комплекса качеств человека - от физических органов чувств до духовных и душевных.
Подытоживая свои тезисы, он указывает, что "Образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития. Поэтому философские предпосылки проектирования российского образования следует искать в отечественной философии". (А.В. Хуторской).
Остается только добавить, что все это поможет нам воспитать человека - гражданина и патриота, готового трудиться на благо своей страны.
Тема русского космизма слишком объемная и многогранная, чтобы можно было её рассмотреть в рамках реферата. На эту тему пишутся статьи и диссертации, монографии, проводятся федоровские чтения и семинары по проблемам, охватываемым космизмом. Нет вопроса, который не затронули бы в своих работах представители русского космизма: это и история и просвещение и естествознание и космонавтика, музейное, библиотечное дело. Учение Н. Федорова, несшее в себе некоторые элементы фантастичности и утопии, несло, однако и много зерен рациональности. На наш взгляд это следующие моменты:
Человек неразрывно связан с космосом (отсюда и название "космизм"). Он не только может, но и должен использовать энергию космоса, энергию солнца для решения своих насущных проблем.
Идея "воскрешения отцов". На первый взгляд кажется совершеннейшей утопией вместе с идеей преодоления смерти. Однако, развивая эту идею творчески можно, рассматривая её в том числе в педагогической плоскости можно сделать следующие выводы: молодое поколение должно воспитывать в духе уважения к старшему поколению, необходимо сохранять преемственность поколений, творчески изучать опыт предков, применяя его к нашему сложному и меняющемуся миру, воспитывать молодежь в духе любви к земле своих отцов - родине, начиная с родины малой. Разве не этого нам так не хватает на данном этапе развития? Что же касается бессмертия, то наука уже научилась значительно продлять жизнь человека и последнее слово ею еще не сказано.
Идея единения человечества. Осуществляется на данный момент в форме образования разных союзов, международных организаций, нацеленных на решение тех или иных проблем.
Использование вооруженных сил и военных технологий в мирных целях. Примеров тому множество, наиболее яркими являются мирная атомная энергетика, мирный космос, а само явление перехода промышленности с военных на мирные рельсы получило название "конверсия".
Все эти идеи получили развитие в трудах ученых представителей космизма и до сих пор работают на благо всего человечества.
Но наиболее ценным, на наш взгляд, является тот факт, что русский космизм, нацеливая своих последователей и всех людей на решение планетарных и вселенских проблем, остается славным детищем русской культуры, плодом творчества не только космистов, но и всего русского народа. Закончить работу о космизме хотелось бы словами, которые сказал об этом своеобразном течении русской философской мысли исследователь А.И. Субетто: " Он как мощнейший пласт мировых духовных исканий, неожиданно заблиставший драгоценными камнями (бриллиантами и изумрудами) проникновения в суть космического бытия, оплодотворен русской культурой, корни которого не только в культуре Киевской и Московской Руси, в "Повести временных лет", в Ярославской "Правде", в "Слове о полку Игореве", в мощнейшей летописной культуре, живописи Феофана Грека и Андрея Рублева, но и в дохристианской эпохе жизни наших пращуров, с их виденьем Малого Сварожья, с их глубоким пониманием творчества Космоса, единства Космоса и Жизни, с их фрактально-голографическим видением (выражаясь современным языком) устройства космического миропорядка". [п. 20]
1. Г.В. Железняк Галина Васильевна Философия космизма: от древности до наших дней, 2006, интернет ресурс http://planetarium-kharkov.org/
2. Электронная энциклопедия Википедия, http://ru. wikipedia.org/
3. А.И. Новиков " История русской философии X - XXвеков, Санкт - Петербург, 1998
4. C.И. Ожегов "Словарь Русского Языка", "Русский язык", Москва 1990
5. Мифы народов мира - Энциклопедия под редакцией С.А. Токарева, Советская Энциклопедия, 1992
6. О.В. Шубаро "Космизм русский", Новейший философский словарь под редакцией А.А. Грицанова, 1998, интернет - ресурс, http://terme.ru/dictionary
7. Интернет - ресурс http://bibliotekar.ru/filosofia/
8. Н.Ф. Федоров Собрание сочинений в 5 томах, Москва 1993
9. И.И. Евлампиев "История русской философии", Высшая Школа, Москва, 2002
10. С.Н. Булгаков "Загадочный мыслитель", Н.Ф. Федоров ProetContra? Санкт Петербург с.392.
11. Н.Ф. Федоров Родители и воскресители, интернет журнал Болесмир, http://www.bolesmir.ru
12. Н.Ф. Федоров., Собрание сочинений в четырех томах.
13. Том 1-ый, Издательская группа "Прогресс", Москва, 1995г.
14. Н.Ф. Федоров "Супраморализм и Гегелианизм", интернет -ресурс http://www.magister. msk.ru/
15. К.Э. Циолковский "Космическая философия", интернет - проект "взлет мысли" - http://www.mai.ru/)
16. К.Э. Циолковский "Монизм вселенной", интернет -ресурс http://alt-future. narod.ru)
17. А.Л. Чижевский "Земля в объятиях солнца", интернет -ресурс http://www.chizhevski.ru/zemla
18. В.И. Вернадский "Несколько слов о ноосфере" интернет-ресурс http://www.trypillya. kiev.ua/)
19. Хуторской А.В. "Философия русского космизма как аксиологический базис отечественного образования" // Труды научного семинара "Философия - образование - общество" / Под ред. В.А. Лекторского. - М.: НТА "АПФН", 2005. (Сер. Профессионал). - Т. II. - С.142-152.
20. Д.Л. Андреев "Роза Мира" Метафилософия истории, интернет источник http://mirosvet. narod.ru
21. А, И. Субетто "Вернадскианская революция, русский космизм и ноосферизм, http://www.trinitas.ru/)