1. теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);
2. практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);
3. творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т.п.
В XX в. наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.
Сущность науки:
- достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;
- выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;
- предвидение тенденций развития и функционирования объекта;
- контроль и управление процессами в объекте[4].
Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
В XX в. научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована.
Как вид деятельности наука характеризуется:
- определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;
- определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;
- совокупностью методов, используемых для получения нового знания;
- способом организации научной деятельности.
Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих:
- производство нового знания;
- доведение знаний до их практического использования;
- подготовка научных кадров.
Научные исследования включают:
- использование методов научного исследования; установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;
- обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;
- установление закономерных связей между фактами;
- построение теории, законов, принципов;
- философское истолкование данных науки;
- накопление новых опытных данных;
- коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.
Важнейшими закономерностями развития науки являются:
- обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;
- относительная самостоятельность развития науки;
- преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;
- постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развитая и революционной ломки теоретических основ науки;
- взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;
- свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;
- дифференциация и интеграция научного знания;
- математизация науки.
Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5–10 лет[5].
Как мне кажется, данное выражение близко к трансцендентальной философии И. Канта.
Термин «трансцендентальный», которым И. Кант обозначает свою философию, указывает на то, что существует возможность употребления в познании таких способностей и сил человека, как созерцание (интуиция), рассудок (логика) и разум (идеал), которые не зависят от опыта и являются тем самым необходимым условием всякого опыта вообще. К таким условиям кенигсбергский философ относит, прежде всего, формы чувственности и рассудка. Они потому и доопытны, т.е. априорны, что представляют собой условия, благодаря которым опыт становится возможным, как и само познание в принципе. Но эти условия – созерцание и рассудок – принадлежат к познавательной способности субъекта.
В работе «Критика чистого разума» И. Кант разъясняет свою позицию в отношении различения видов познания – созерцания и рассудка. Теорию чувственного познания, чувственности он основывает на способности человека к созерцанию и называет эту познавательную способность эстетической. «Трансцендентальная эстетика» занимается, следовательно, изучением априорных форм чувственности.
Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в действительности всякое знание по своей природе антиномично, поскольку в основе представляет собой единство двух противоположных элементов – чувственности и рациональности. Если чувственность делает возможным созерцание, то рассудок – понятийность, мыслимость. И здесь кантовский философский стиль приближается к афоризмам: мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.
Над рассудком возвышается разум как высшее условие возможности всех синтезов рассудка. И если рассудок заполняет содержательно чувственный материал, то разум опирается на сверхчувственные, умопостигаемые, идеальные содержания, вещи в себе. «Вещь в себе» – это то, что недоступно нашему созерцанию, что лежит по другую сторону человеческого познания и остается, таким образом, непознаваемым.
Теоретический разум имеет дело с природой, с законами природы, и тем, что есть, существует. Практический же разум определяется тем, что должно быть. Тем самым уже в этой необычной формулировке модальности долженствования скрыт основной мотив метафизики нравственности: человек в своем поведении обладает изначальной способностью поступать нравственно, без принуждения творить добро, благодеяния и избегать зла, и тем самым он уже изначально имеет в себе самом закон и принцип – быть нравственным.
Таким образом, можно говорить о том, что отрывок В. Шекспира, в сущности, является концентрированным вариантом теории, которую развил И. Кант.
1.Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с.
2.Жаринов В.М. Философия. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
3.Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.
4.Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
5.Философия. / Под общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – Минск: Наука, 1993. – 486 с.
[1] Философия. / Под общей редакцией проф. Ю. А. Харина. – Минск: Наука, 1993.
[2] Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: ВЛАДОС, 1997
[3] Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005
[4] Жаринов В.М. Философия. Учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005
[5] Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.