134
начиная с философии языка Гумбольдта, философии жизни, неопозитивистов и представителей Франкфуртской школы и заканчивая герменевтикой Гадамсра, язык представляет собой форму осуществления бытия. Система символов формально также представляет собой специфический язык, который как знаковая система есть вторичная семиологическая система, а в гносеологическом смысле представляет собой выраженность переживания субъектом своего «бытия-в-мире». В процессе эволюции сознания изменяется характер познавательной ситуации от вопроса к относительному ответу. Этот факт обусловливает развитие символизма и оказывает влияние на процесс символизации. Образование символической формы определяется информационным полем в памяти субъекта. В семиологии это явление носит название кода. Кодирование, включающее четыре типа отношений, обеспечивает возможность образовании значения, основного сегмента символизации. В различных культурах существуют специфические наборы сигналов, которые «отвечают» за процесс сигнификации. Этот факт объясняет наличие характерных особенностей семиологических систем конкретного этноса (его системы объединяются каким-либо общим признаком, можно обнаружить подобие в структурах первичной и вторичной знаковых систем). Значение приобретает свойства символического в момент, когда наряду со смыслом возникает общее понятие о вещи. Основываясь на этой особенности символического значения, можно противопоставить нейтральность лингвистической системы символичности речи. Строение самого языка также оказывает влияние на спецификацию системы символов. Процесс символизации фундируется не только феноменом языка, но и отношением субъекта к познанию бытия, он обусловлен целевой направленностью субъекта на объект. Соответственно, символизм можно определить как абстрактный инвариант процессов и феноменов символизации. Первичная субъективная направленность на вещь есть первый уровень смысла. Вещь существует тогда, когда возникает смысл, но уже
135
тогда возникает и имя, поскольку смысл есть сущностное веши, содержащееся в имени. Смысловая граница расширяется, так как смысл находится между интенцией на вещь и думанием о вещи. Этот факт переводит смысл на уровень символического. Следовательно, понятие символизации сопряжено с понятием рационализации образа вещи. Итак, рациональная сторона символа отражена в «думаний» о вещи. Условность символа как знака заключается в том, что он замещает, обозначает и фиксирует. Мотивированность символа заключается не только в гомоморфности означаемого и означающего. Символ есть непосредственная выраженность иррационально-субъективного переживания «Я» в мире. Рациональное и иррациональное объединены в символическом смысле. Единое иррациональной субъективности конституирует единство сущностного. Рациональная сторона символа обусловливает гетерогенность этнических форм. В движении культурных пластов он является одним из наиболее «устойчивых» элементов. В связи с этим выявляется его основная черта: он никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры - он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Наука и искусство являются рефлексией познания бытия. Они «выстраивают» когнитивные феномены и явления, подводя их под общий закон. Культура, конституируемая этими образованиями, контролирует свое развитие. Этот процесс находится в непосредственном соотношении с познанием природы. Можно сказать, что мир становится миром образов, реальностью отношения. «Символическая энергия, сращенная или, точнее, срастпорснная с энергией некоторой другой более ценной в данном отношении сущности, несет, таким образом, в себе эту последнюю. Но, неся сущность в занимающем нас отношении более ценную, символ, хотя и имеет свое собственное именование, однако, с правом может именоваться также именованием той, высшей ценности, а в занимающем нас отношении и должен именоваться этим последним» (66, с.З). Символические формы не
136
Строются по прихоти, они являются внутренней необходимостью, особенно в моменты специфической активности духа, когда человеку есть, что познавать, но он не способен объяснить природы этих феноменов. Изучение символизма позволяет выделить значимость образа науки и искусства.
Четкая постановка проблемы зависит от того, как поняты семиотические отношения. В данной работе основной упор делался на герменевтическом и семантическом анализе феномена символизма. Однако разнообразие семиотических подходов к анализу знаковых систем представляет широкую возможность дальнейших исследований в этой области. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить гносеологической проблеме соотношения символизации и познания, дальнейшей разработке категориального аппарата семиотики. В будущих исследованиях перспективны будут гносео-семиотические исследования феноменов культуры, связи бытия и символа, проблемы соотношения категорий истины и символической формы.
137
Библиография
1. Абрамян Л.А. Гносеологические проблемы теории знаков. - Ереван, 1965. л.
2. Алиев А. Символ или откровения Аналогии // Урания, 1996, №1.
3. Апель K.Q. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка //
V
Вопросы философии,.1997, №1,
4. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа от язычества к христианству// Вопросы философии, 1996. №10.
5. Балла О.А. - Хюбнер К. Истина мифа // Вопросы философии, 1997, № 1.
6. Барт Р. Избр. работы: семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс. Унирерс: Рея, 1994.
7. Башляр Г. Психоанализ огня. - М.: Прогресс, 1993.
8. Бонецкая Н.К. Жизнь и философская идея М. Бахтина // Вопросы философии, 1996, №10.
9. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. - М.: Политиздат. 1968. ( Ю.Гадамер Г.-Г. Истина и метод. - М., 1990.
11.Гегель Г. Эстетика в 4-х томах. - М. Иск-во,1969.
12.Герменевтика: история и современность. - М., 1985.
13.Гете И.В. Избран. Философские произведения. - М., 1964.
14.Гриб В.В, Проблема взаимосвязи образа и знака. - Лен, «Наука и
тех.», 1978. v
15.Григорьев А.В. Логик против коллективной метафизики. - М., 1995,
16.Гуссерль Э. Логические исследования. Т.2, - Логос. Изд-во РГТУ, 160 с.
138
17.Делез Ж. Логика смысла. - М.: Академия., 1995.
18.Донских О.А. Философский анализ проблемы происхождения языка. -Киев, 1989.
19.Дубровский В. Концепция пространства- времени.- М., 1991.
20.Евзлин М. Космогония и ритуал. - М.: Радикс, 1993.
21.Зиновьев А.А., Ревзин И.И., Логическая модель как средство научного исследования // Вопросы философии 1966,№1.
22.Ильин В.Н. Статика и динамика чистой формы, или Очерк общей морфологии // Вопросы философии, 1996, №11.
23.Интервью с Г.- Г. Гадамером // Вопросы философии, 1996, №7.
24.Исаев И.И. Диалектика образа и знака. В кн.: Теория познания и современная наука. - М., 1967.
25.Кант И. Собр. Соч. В 8-ми томах. Т.5. - Изд-во Чоро, 1994
26.Каонап Р. Значение и необходимость. - М., 1959.
27.Кассирср Э. Познание и действительность. - М., 1912.
28.Кентерберийский Ансельм. Сочинения. -М.: Канон. 1995
29.Керлот Э.Х. Словарь символов. - REFL - book, 1994.
30.Ким В.В. Семиотические аспекты научного познания. - С., 1981.
31 .Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI в. - М., 1994.
32.Корф Г. Критика теорий культуры М. Вебера и Г. Маркузе. - М., 1975.
33.Лекторский В.А. Гносеология в системе философского миривоззрения. -М., 1983.
34.Лекторский В.А. Идеал, утопия и критическая рефлексия. - М., 1996.
139
35.Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М. Иск-во, 1976.
36.Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. - М.: Изд-во МГУ, 1982
37.Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.
38.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.; Политиздат, 1991. ^
39.Лосев А.Ф. Из неопубликованного наследия (предисловие к публикации В.П. Троицкого) // Вопросы философии, 1996, №10.
40.Лосев А.Ф. Из истории имени//Вопросы философии, 1997, №10.
41.Лотман Ю.М. Труды по знаковым системам. - М., 1977.
42.Лотман Ю.М. Избр. статьи. Т.1 Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин, 1992.
43.Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. №10.
44.Нарский И.С., Проблема «значения» в теории познания. - В ст. «Проблема знака и значения» , Изд - во МГУ, 1969,
45.НарскиГ| И.С. Новейшие течения современной философии. - М., 1982.
46.Немировский Л.Н. Мистическая практика как способ познания. - М., 1987. л
47.Нсретина С.С, Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка, - М,:Гнозис, 1994.
48.Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М., 1969=
49.Платон. Сочинения. В 3-х т. - М., 1968.
50.Полторацкий А.Ф., Швырёв B.C. Знак и деятельность.- М., 1970.
51 .Поляков И.В. Знаковые системы в социальном взаимодействии и познании, - Новосибирск: Наука, 1983,