Смекни!
smekni.com

Современный материализм (стр. 2 из 4)

Однако развитие философии в XX в. не дает никаких оснований думать, что «материализм умер», как это утверждают некоторые его сегодняшние противники. Слухи о его смерти явно не соответствуют действительности. Верно лишь то, что материалистическое направление в настоящее время подвергается острым атакам со стороны различного рода идеалистов и уступает идеалистическому направлению в популярности. Но материализм не только жив, но и успешно развивается, принимая разнообразные формы.

Наиболее влиятельным течением современной материалистической философии с конца XIX в. и до наших дней является диалектический материализм. Он далеко не исчерпал своих возможностей и продолжает играть важную роль в осуществлении мировоззренческих, социальных и методологических функций философии.

После создания диалектического материализма Марксом и Энгельсом в нем возникло множество разветвлений. Кроме ленинско-сталинской, «советской» его редакции («марксистско-ленинской философии»), другие варианты диалектико-материалистических взглядов разрабатывались еще в начале XX в. К. Каутским, Э. Бернштейном, Д. Лукачом, К. Коршем (в СССР их называли ревизионистами). К середине XX в. в разных странах сложились национальные школы марксисткой философии: австромарксизм (А. Адлер), французская (А. Лефевр, ранний Ж.П. Сартр), итальянская (А. Грамши), китайская («крестьянский марксизм» Мао Цзэдуна), корейская (философия «чучхс» Ким Ир Сена). В наше время развиваются «структурный марксизм» (школа Л. Альтюссера), «аналитический марксизм» (Дж. Коэн, А. Вуд), «марксистский феминизм» (Ульрика Прокоп) и др.

Но современная материалистическая философия не сводится к одним только марксистским философским концепциям. Наряду с ними к материалистическому направлению примыкают также и другие течения западной философской мысли, которые далеко не всегда считаются материалистическими: неореализм (Дж. Мур, Б. Рассел, Р. Перри), критический реализм (Р. Селларс), «научный материализм» (Г. Фейгл, Д. Армстронг) и др.

Более гибкое, более диалектичное понимание бытия в современном материализме делает его способным усваивать уроки идеализма, расширяет его рамки и открывает новые возможности его развития.

В сущности, многие современные философы, в том числе и такие, кто предпочитает не называть себя материалистами, на самом деле приходят к материалистическим или же согласующимся с принципами материализма положениям. Основанные на материалистических установках или, по крайней мере, допускающие истолкование в духе материализма решения тех или иных философских проблем можно обнаружить почти в каждой форме современной философии: герменевтике, феноменологии, философской антропологии, неопозитивистской философии, философии науки и др.

Таким образом, попытки утверждать, что материализм будто бы «окончательно» опровергнут, свидетельствуют лишь о незнании или о необъективной и односторонней оценке сложившейся в современной философии ситуации.

3. Принципы современного материализма

Не вдаваясь в анализ различных материалистических учений, рассмотрим важнейшие принципы современного материализма.

- Материалист убежден, что окружающий нас мир обладает материальным бытием, т.е. существует объективно, вне и независимо от сознания. Люди способны воздействовать на окружающую их объективную реальность и изменять ее, но только с помощью материальных, практических усилий.

- Материалист является рационалистом. Он принимает все, что сказано о позиции рационализма. Он критически относится к сведениям, полученным какими-то непостижимыми, вне чувственными и внерациональными путями, с помощью мистического «откровения» и т.п., и не склонен доверять рассказам иррационалистов о подобных чудесах. Его опора – опыт и разум.

- Материалист стремится найти способы и средства разумного понимания мира, обнаружить объективные связи и закономерности, объясняющие устройство материальных объектов и происходящие в них изменения. Он исходит из того, что всякое явление имеет свои причины и считает необходимым искать причинное объяснение всего происходящего.

- Материалист рассматривает мир таким, каков он есть. В процессе познания мира он старается не привносить в свою картину действительности никаких субъективно-произвольных элементов. Он не склонен покидать без нужды почву здравого смысла и житейского опыта. Вместе с тем он высоко ценит науку и предпочитает всюду, где здравого смысла и житейского опыта недостаточно для решения возникающих проблем, использовать научные методы.

- Материалист полагает, что все образы в человеческом сознании, все представления, мысли, знания, фантазии человека являются в конечном счете продуктами обработки информации, поступающей в мозг. Поэтому он ищет объяснение особенностей духовного мира людей и происходящих в нем процессов в реальных условиях их жизни. При этом он признает, что человеческое сознание может творить из исходного материала (полученной информации) все, что угодно. Ценность плодов такой произвольной духовной деятельности зависит от выбора ее целей и средств. Свобода этого выбора, свобода разума делать его, не считаясь ни с какими ограничениями кроме тех, которые он сам на себя накладывает, – это для материалиста не дар небес, а результат развития и духовного самосовершенствования человека. Свободу разума материалист рассматривает как первое и необходимое условие свободы действий, способных улучшить жизнь человека.

- Материалист считает, что человек есть продукт развития природы. Иметь возможность сохранения и поддержания своего существования – это естественное право человека как природного существа. Все люди в этом отношении равны. Никто не вправе ущемлять естественные права других. Уважение к человеку, стремление к сотрудничеству и взаимной поддержке – это для материалиста наиболее естественный способ отношения к людям. Идеалы гуманизма, равенства, справедливости, демократии, гражданских и социальных свобод – это то, что органично согласуется с другими принципами материализма и составляет вместе с ними целостную систему философских взглядов.

- Материалист – это атеист. Он исходит из того, что нет никаких сверхъестественных сил, которые дали бы ему указания, для чего и как следует жить. Свои цели и идеалы, ценностные ориентации, нравственные установки, правила поведения он должен выработать сам. И стараться жить в соответствии с ними не из страха перед наказанием Божиим, а в силу своего собственного решения. Он не надеется на какую-либо помощь «свыше», не уповает на милосердие Божие, а рассчитывает только на свой собственный разум и свои силы.

4. Можно ли опровергнуть материализм?

В истории философии не раз предпринимались попытки опровергнуть материализм. Рассмотрим некоторые аргументы, выдвигавшиеся против него.

Одним из наиболее важных считается аргумент Лейбница: если материя есть нечто принципиально отличное от сознания, духа, то невозможно понять, как она порождает психические явления, идеальные образы. Духовное, будучи разнородным с материальным, не выводимо из него.

Этот довод часто повторяется в богословской литературе при обосновании бессмертия души. Он весьма убедителен для тех, кто стоит на позициях дуализма. Но, как уже говорилось, дуалистическое отрицание всякой зависимости между духом и материей трудно согласовать с нашим опытом (эта зависимость проявляется, например, хотя бы в действии наркотиков на сознание человека).

Нельзя не признать, что научное объяснение того, как материальные, физиологические процессы в мозге связаны с духовными явлениями, мыслями и переживаниями человека, пока еще далеко от совершенства. Но недостаточное понимание механизма этой связи, очевидно, никоим образом не означает ее отсутствия. Речь должна идти не о невозможности понять «порождение» духовного материальным, а о дальнейшем поиске способов понимания их взаимоотношения.

К размышлению. Упрек, аналогичный аргументу Лейбница, может быть брошен и идеализму: в идеалистической философии остается непонятным обратное – каким образом дух порождает материю.

Аргумент Беркли. Беркли, Мах и многие другие субъективные идеалисты отвергают материализм на иных основаниях: они утверждают, что в мире нет ничего, отличного от духа. То, что мы называем материальными объектами, – это всего лишь комбинации наших ощущений. Суть данного аргумента состоит в том, что материя отождествляется с нашими ощущениями и на этом основании отрицается ее независимость от сознания. Однако обосновать такое отождествление оказывается для его сторонников чрезвычайно трудной задачей. Во всяком случае, оно порождает гораздо больше неясных вопросов, чем критикуемые ими материалистические представления.

«Энергетический» аргумент. Некоторые философы используют для опровержения материализма следующий аргумент: если знания возникают у нас в результате воздействия материальных объектов на наши органы чувств, то возникновение знаний есть энергетический процесс, в котором энергия внешнего воздействия расходуется на порождение духовных, идеальных образов. Но идеальные образы, как и все духовные явления, вообще нематериальны и никакой энергии нести в себе не могут. Следовательно, затраченная на их создание энергия исчезает, а это противоречит закону сохранения энергии. В этом рассуждении содержится несомненная ошибка.