Примером созидательных идей является идея национальной независимости Узбекистана, которая, основываясь на Конституции Республики Узбекистан, национальных и общечеловеческих ценностях, принципах демократии, вбирает в себя высокую духовность народа; выражает идеи добра, справедливости, свободы и независимости, убеждения и веру народа; служит процветанию Родины, обеспечению мира в Отечестве, повышению благосостояния народа; мобилизует всех членов общества на достижение великого будущего Узбекистана; воспитывает в людях чувство гордости и достоинства, любви к Родине, взаимоуважения, преданности идеям независимости и демократии; формирует общественное сознание путем просвещения на основе плюрализма мнений и свободы совести.
Созидательные идеи, возникшие на Востоке, нашли развитие в античной греко-римской культуре. Идея значения человека, его стремлений к совершенствованию общества заключались в воззрениях представителя софистской демократической философии Протагора (V в. до н.э.). Он проповедовал идею восходящего развития культуры и совершенствования общественной жизни по мере накоплений знаний и доказывал, что законы относятся к произведениям искусства и что подобно любому другому ремеслу, справедливости в общественных делах можно научиться. Великие мыслители, признанные миром - Платон, Аристотель, Сократ, - развивая идею справедливости и добра, рассуждали о справедливом государстве, считая его высшей формой человеческого общества. А знаменитое изречение Сократа «истина рождается в споре» стала крылатой и на протяжении веков передаётся из поколения в поколение. Мы говорим об этих идея потому, что они были наиболее жизнестойкими и имели огромное влияние на развитие обществ на различных географических меридианах Земли. Близость их с идеологическими основами исламского учения, возможно, заставила туркестанских прогрессистов начала XX века в целях реформ как религиозного, так и общественного характера вновь и вновь обращаться к трудам этих трёх столпов древнегреческой философии.
Обращаясь к истории нашей Родины, необходимо отметить, что здесь, как и в ряде стран мира, основные идеи, которыми руководствовались общества в разное время, переплетались с религиозными, патриотическими, нравственно-моральными, этическими идеями. В определённое время зороастризм, буддизм, ислам были на территории Центральной Азии официальными идеологиями государств. Однако в периоды утери самостоятельности политической, войн, например, в период нашествия Ахеменидов, Александра Македонского главной народной идеологией была идеология свободы, борьбы против иноземных захватчиков. Идея независимости, восстановления независимости жила веками, и именно её живучесть определила и образование на территории нашей страны величайших государств — Кушанского и Тюркского каганата. Однако, исторический процессы, возможно, и ослабление созидательных идей привели вновь к потере независимости. Но вновь и вновь ещё трижды - при нашествии арабов, монголов и российского царизма - идеи борьбы за независимость были главными на арене общественно-политической жизни. Идеология Муканны против арабских завоевателей, Джалалиддина Мангуберди против монголов, идеологии национальных демократов начала XX столетия, пытавшихся отстоять свою самостоятельность в виде «Туркестан мухторияти», мобилизовали лучшие патриотические силы страны на борьбу с врагом. При этом религиозные воззрения не только не противоречили, но и подкрепляли и питали борьбу с иноземными захватчиками.
В 1X-X1V веках Запад вновь уступил место Востоку в развитии духовной культуры. Бурный взрыв научной мысли, глобальные открытия в области естественных наук, гениальные творения Мухаммада Хорезми, Ахмада Фергани, Абу Райхона Беру ни, Мирзо Улугбека произошли и били осуществлены именно в нашей стране. В области литературы Махмудом Кашгари, Юсуф Хос Хаджибом, Ахмадом Юганаки, Алишером Навои, Мирзо Абду Кадир Бедилем были созданы величайшие произведения, ставшие известными всему миру. Конечно, это не могло не повлиять на идеологию народа. Мы могли бы рассуждать об идейных позициях всех перечисленных здесь гениальных представителей узбекского народа. Но остановимся лишь на трёх из них: Абу Али Ибн Сино, Абу Насра аль Фароби и Алишера Навои. Очень много написано о медицинских трактатах Ибн Сино. Его открытия в области медицины, его идея о здоровом человеке и здоровом обществе имели огромное значение для формирования национальной идеологии. Однако, это была лишь часть вклада гения в проект духовного и физического обновления общества, то есть его вторая часть. Первая из них содержится в его сочинениях, где изложена система разумного идеального общества и государства. Рассуждения об идеальном обществе с высокой нравственностью Аль-Фараби также как и Ибн Сино, имели очень много общего с проектом Платона. А великий поэт Алишер Навои в своих произведениях создал идеал совершенного человека, доказывая, что разум человека через науку и просвещение может и должен изменить мир. Этот духовно-культурный ренессанс сопровождается исламским возрождением. Творческое наследие исламских улемов Имомааль-Бухори и Ат-Термези научило мусульманский мир правильному пониманию Корана и хадисов и, основываясь на них, разработало исламское учение о совершенном человеке.
После монгольского нашествия, нанесшего большой урон духовности и культуре, возрождение произошло на основе исламской идеологии. И здесь ключевым моментом явилось образование суфийских братств Яссавия, Кубравия, Ходжагон-Накшбандия, объединивших огромное количество мусульманских движений, сект, учений, что привело к национальной и государственной консолидации.Идеи национального объединения, создания сильного независимого государства и способы управления, меры по укреплению государственности, социально-экономического положения всех социальных групп были развиты в период правления Амира Темура и нашли отражение в «Уложении Темура». Благодаря его разуму и идеям вновь на территории нашей земли возникла величайшая по своей политико-культурной мощи держава. Известный учёный И. Муминов, осмелившийся в 1968 году написать о Темуре: «Он... установил по крайней мере на сто лет более или менее относительное спокойствие в стране, что несомненно, служило фактором роста экономики, культуры, науки, литературы и искусства. В этом, на мой взгляд, историческая заслуга Амира Темура в истории Средней Азии», - был подвергнут моральному притеснению со стороны идеологических органов компартии. Конечно, между подобными идеологиями были и периоды безыдейности, что, конечно, приводило к кризисным состояниям общества и страны. Однако, даже в такие времена в недрах народного сознания зрели идеи национального возрождения. В начале XX века носителями этих идей были известные просветители и национальные патриоты - М. Кори, А. Фитрат, М. Бехбудий, А. Авлоний, А. Чулпон и др.
4. Разрушительные идеи и их вредность для общественного развития
Из опытов древней и средневековой истории, из уроков современности становится очевидным то, что идеи и идеологии, существующие в мире берут силу от двух чувств в сердце человека – от стремления к созиданию или к разрушению. История человечества – это непрерывный процесс возникновения, практической реализации и взаимоотношений друг с другом различных идей и идеологий. В данном процессе идеи отличаются друг от друга в зависимости от того, какие цели и задачи преследуются господствующими силами и органами власти, чьи интересы они выражают. Созидающие идеи лежат в основе идеологий, служащих высоким целям и благородным устремлениям. А идеологии, формирующиеся на основе разрушительных идей, ведут народы и государства к упадку, подвергают человека порабощению, превращают жизнь в подлость. Когда люди предаются беспечности, когда ослабевают их созидательные стремления, тогда зловредные и разрушительные идеологии могут получить власть, отвлекая людей.
Национализм.
Роль наций, национальных проблем в формировании политических отношений огромна. Именно нации и их становление находятся в основе формирования устойчивых государств, и, наоборот, опыт истории свидетельствует, что государственные образования, складывающиеся на основе донациональных или сверхнациональных общностей, как правило, распадаются.
Экстремизм(лат. крайний) - разнородное и противоречивое явление, приверженность к крайним взглядам, мерам, стремление крайними, самыми коварными и жестокими средствами достичь своих политических целей и установить свою политическую власть, используя для этого любые средства, в т.ч. и религию (религиозный экстремизм).
Разоблачая реакционную сущность этого течения, И.Каримов особо отметил, что в настоящее время самой важной задачей в борьбе против идеологии экстремизма и терроризма является последовательная, глубоко продуманная организация разъяснительной и воспитательной работы среди населения, особенно молодежи. «Мы за то, подчеркнул И.А.Каримов, чтобы религия продолжала выполнять роль приобщения населения к высшим духовным, моральным и нравственным ценностям, историческому и культурному наследию. Но мы никогда не допустим, чтобы религиозные лозунги стали знаменем борьбы за власть, поводом для вмешательства в политику нашего государства». Сказанное достаточно четко отделяет религию как часть духовности от попыток террористов «разыграть религиозную карту» в своих политических целях. В летописи истории человечества, в том числе Узбекистана, также много и горьких страниц, свидетельствующих о губительных результатов идей и идеологий, основанных на насилии и разрушении, горе и крови.
Другим видом разрушительных идеологий в истории человечества является расизм. Он нашел яркое выражение в политика апартеида – жестокой расовой дискриминации и сегрегации, проводимой долгие годы в ЮАР. Откровенной расистской направленностью отличается деятельность созданной в 1865 г. в США террористической организации «Ку-клукс-клан». Ее главная задача - борьба против гражданских прав негров, их вытеснение из страны.