Афины, пятый век до нашей эры — время Перикла и Фидия, Софокла и Калликрата, золотой век греческой культуры. В бедной, по афинским меркам, семье каменотеса и повитухи родился мальчик, Сократ. Кто тогда мог предположить, что имя это станет известно не только в Афинах, но и далеко за пределами славного города, что многие, отправляясь в дальний путь, будут мечтать встретиться, а если посчастливится, и побеседовать с этим человеком? Поразительно, что при всей популярности Сократ всегда оставался простым человеком: он никогда не записывал свои мысли, не менял скромного образа жизни и не любил, когда его называли учителем. У Сократа был один бесценный дар — дар собеседника. Умение слушать и слышать, задавать вопросы, отыскивать единственно верный путь в лабиринтах мысли и, после долгого «путешествия» по ним, вместе с человеком открывать истину — все то, что потом назвали искусством диалога. Разными путями приходили к Сократу его друзья и ученики.
Как-то, разговорившись с незнакомым молодым человеком, он поинтересовался:
— Куда нужно идти за мукой и за маслом?
— На рынок! — бойко ответил юноша.
— А за мудростью и добродетелью?
— ???
— Иди за мной, я покажу! — пообещал Сократ.
С этого вопроса началась история отношений Сократа и Ксенофонта. Который стал не только ревностным, внимательным и любящим слушателем, но и биографом, другом и учеником философа.
«Когда я слушаю Сократа, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы... он приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу» — под этими словами Алкивиада могли бы подписаться многие собеседники Сократа. Повезло же жителям Афин — с ними рядом был такой друг!
Простота и скромность — это лишь внешние черты Сократа, но за ними чувствуется огромное стремление помочь найти ответы на, может, даже не до конца сформулированные вопросы. Есть вопросы о разном, а есть о главном: «кто я?», «куда иду?», «для чего пришел в этот мир?», «как стать счастливым?». Сократ учил задавать вопросы, не убегая в абстракции, не прячась за общепринятые истины. Разговор всегда начинался, на первый взгляд, с незначительного (как с Ксенофонтом). Но во время диалога Сократ помогал собеседнику прийти к очень важному осознанию: часто, думая, что знаем, мы имеем лишь поверхностное представление или мнение о чем-то, а опыт и знание — это совсем другое. Девиз Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю» поможет, если действительно хочешь узнать что-то по-настоящему. «Но если, рождаясь, мы теряем то, чем владели до рождения, а потом с помощью чувств восстанавливаем прежние знания, тогда, по-моему, познавать — означает восстанавливать знания, тебе уже принадлежавшие. Называя это припоминанием, мы бы, пожалуй, употребили правильное слово» (Платон, «Федон»). Помощь Сократа в припоминании состояла в еще одном умении, очень редком сейчас, — умении слушать. Слушая, услышать то, что хочет сказать тебе собеседник. Не перебивать, не торопиться высказать свою точку зрения. Все это и называется диалогом.
Диалог от Сократа — это путешествие по лабиринту своей души с тем, кто не будет путать тебя еще больше, а, наоборот, покажет путь, хотя он вряд ли окажется легким. В детстве, не умея ходить, мы всегда держались за руку наших родителей, которые бережно, с любовью и терпением, учили нас делать первые шаги. Это и есть метод Сократа: помочь научиться познавать себя — шаг за шагом, не боясь при этом увидеть те или иные недостатки, относясь с юмором к временным неудачам, у которых, как у монет, есть и другая сторона — опыт. Единственное, что дает знание жизни, а не теоретическое представление о ней.
Нравственная философия. Сократ по праву считается создателем первой в европейской истории нравственной философии. Очень часто в разных местах Афин можно было лицезреть удивительную картину. Сегодня бы мы оценили это зрелище, как «городской сумасшедший». Сократ с всклокоченными волосами ходил по Афинам и что-то бормотал себе под нос. Или с неухоженной бородой, в заплатанном хитоне философ беседовал о сокровенном с согражданами, впоследствии становившимися его учениками. В этих беседах Сократ пытался понять естественные непреходящие истины и донести их до других. Философия Сократа - это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он показал современникам и потомкам в чем заключается истинный смысл бытия человека. Проблема смысла жизни - вот главное, что занимало Сократа. Для чего живет человек? В чем суть человеческой личности? Что есть добро и что есть зло? Вопросы, выбранные Сократом для своего учения, стали и являются основными для каждого человека. В этом и заключается уникальность Сократа. По сути дела, Сократ стремился познать истинное содержание общепринятых в Древней Греции истин. Гражданские добродетели, моральные ценности – это далеко не все, чем увлекался Сократ. Он старался придать этим истинам абсолютное, непреходящее значение. Поэтому Сократа считают человеком, своего рода совершившим революцию, переворот в древнегреческом сознании. Две темы, которые волнуют любого человека - это любовь и дружба. Сократ уделял им большое внимание. Можно даже сказать больше, его философия целиком пронизана идеями этой философии. Любовная тема была на протяжении всего существования планеты Земля важна как психологическое обоснование тождества истины и добра. Желать лучше узнать. Основное при этом, чтобы и быть влюбленным в безусловно расположенный на взаимное чувство предмет обожания. Только любя человека можно обрести и наибольший смысл существования, так как любовь к конкретному человеку имеет огромную энергетику. Точнее, по Сократу, к «его душе, – в той мере, в какой она добродетельна или стремится к этому». В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть темная сторона, бесконечная борьба добра и зла. Сократ, например, слышал голос своей темной силы, предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки. Впоследствии эти мысли, и поступки были признаны нечистыми