Вместе с тем Маркс показал, что наука не сводится к теоретической рефлексии над определяющей формой деятельности - материальным производством. Она выходит за его пределы, обладает самостоятельным отношением к миру, своим своеобразным видением мира в целом. Другое дело, что, по словам Маркса, материальное производство предоставляет средства для теоретического покорения природы. Однако содержание научного познания и его имманентные цели не покрываются только целями материального производства. Одной из таких важных "вне-производственных целей" науки является, в частности, ее "участие" в формировании самого человека.
Собственный самостоятельный статус науки позволяет ей, как подчеркивал Маркс, "говорить языком самого предмета", выражать своеобразие его сущности. Благодаря этому идеалом научно-теоретического отношения к действительности, освоением ее в мышлении выступает та "универсальная независимость мысли", которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи, т.е. объективно. Освоение наукой действительности требует, как показала история познания, определенных методологических средств. В решении и этого вопроса К. Маркс совершил поистине "коперниканский переворот", сущность которого можно свести к двум основным моментам.
Во-первых, создание материалистического понимания истории: общественное бытие (материальное производство, труд, практика) - первично, общественное сознание - вторично. Это понимание позволило вскрыть материальную основу общественной жизни и провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом - не только на природу, но и на общество и на познание (мышление).
Во-вторых, "переворачивание" гегелевской диалектики "с головы на ноги", т.е. разработка, развитие и применение (особенно в "Капитале") диалектического метода не на идеалистической основе, а на основе материализма, "охватывающего и общество". Иначе говоря, диалектика Маркса - это не "исправленная" и "дополненная" диалектика Гегеля, а принципиально новое философское формообразование. Как в этой связи писал сам Маркс, "мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (творец, созидатель. - В. К) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".
Провозгласив первичность общественного бытия по отношению к сознанию, Маркс тем самым в материалистическом понимании истории нашел ту фундаментальную основу, которая и позволила объединить, слить в высшем синтезе, целостном единстве материализм и диалектику (ранее оторванные друг от друга), адекватно интерпретировать совпадение диалектики, логики и теории познания. Естественное, органическое объединение материализма и диалектики и на этой основе последовательное проведение принципа отражения позволили обнаружить, что законы диалектики присущи бытию (природе и обществу) и сознанию, мышлению.
1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М., 1983.
2. Андреев И.Д. Теория как форма организации научного знания. М., 1979.
3. Верная Дж. Наука в истории общества. М., 1958.
4. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
5. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1989.