Итак, духовный сосуд – это сила. Физические силы, действующие в этом мире, также в явном виде не улавливаются нами. Мы не ощущаем сами силы, мы воспринимаем лишь результаты их воздействия на нас, то, как они проявляют себя в материи.
Сосуд и свет
Свет, то есть впечатление сосуда, можно постичь, и такое постижение называется «материя и форма» вместе, так как впечатление – это «форма», а сила – это «материя». Однако порождаемое при этом в сосуде чувство любви, определяется как «форма без материи». То есть, если мы абстрагируем любовь от подарка, как будто она никогда и не была облачена в какой-то конкретный подарок, и представляет собой лишь абстрактное название – любовь высшей управляющей силы (Творца), тогда она определяется как «форма». А исследование ее называется «получением формы». И это является конкретным исследованием, так как дух этой любви действительно остается в постижении совершенно абстрагированным от подарка понятием, то есть сутью света.
Эта любовь, несмотря на то, что является результатом подарка, в любом случае, неоценимо важнее самого подарка, поскольку оценивается величием дарящего, а не ценностью самого подарка, то есть именно любовь и проявленное внимание придают этому состоянию бесконечную ценность и значимость. А потому любовь совершенно абстрагируется от материи, являющейся светом и подарком, так, что остается только постижение любви, а подарок забывается и будто стирается из сердца.
И в этой любви различают четыре ступени, подобные ступеням любви человека: в момент получения подарка впервые, он еще не готов любить дарящего подарок, тем более, если это важная персона, не равная получающему подарок. Однако при увеличении количества подарков и постоянном их поступлении, ощущается, что даже важную персону можно воспринимать как равного и действительно любить. Ведь закон любви гласит, что любящие должны чувствовать равенство между собой.
В соответствии с этим определяются четыре ступени любви:
1. дарение подарка называется мир Асия;
2. увеличение числа подарков называется мир Ецира;
3. раскрытие сути любви называется мир Брия. Здесь начинается изучение формы в науке каббала, так как на этой стадии любовь отделилась от подарка: удаляется свет из мира Ецира, и любовь остается без света, без своих подарков.
4. После того, как любовь попробовала и окончательно отделила форму от материи в состоянии тьмы, человек обретает силы подняться на ступень мира Ацилут, на которой возвращается форма и воплощается в материи, то есть свет и любовь ощущаются вместе.
Мы не воспринимаем одно без другого: свет без сосуда и сосуд безотносительно света, но проблема в том, что нам необходимо отделить их друг от друга – разделить сосуд и свет, желание и его наполнение. Только в соответствии со своим уровнем развития человек начинает постигать связь и отношения между сосудом и светом. И вся наша жизнь, все наше образование состоит в изучении отношения между светом и сосудами: за счет каких желаний мы можем получить определенные наполнения.
Связь между светом и сосудами является предметом исследования всех наших наук – физики, химии, биологии, медицины, философии, психологии, общественных наук. Не важно, в какой области производится исследование, но если речь идет о каком-то постижении, то имеются в виду взаимоотношения между сосудом и светом.
Человечество пытается найти универсальную формулу, которая могла бы дать ему ответ для любого случая: какие результаты можно получить за счет определенных желаний. И наоборот, если я хочу получить конкретные результаты, – какие сосуды-желания я должен для этого приготовить? Если бы мы знали такую универсальную формулу, то овладели бы бесконечным сосудом, внутри которого все это находится. И человек всегда стремился к этому, потому и развивал разные науки.
Неразвитый человек имеет дело только с теми ощущениями, которые вызывает в нем сам материал. Это значит, что он занимается только «телесными» формами – желает получить хорошее, приятное ощущение и этим ограничивается. Такое развитие называется «неживым» уровнем. Если он уже начинает видеть, что в мере изменения желания получать он постигает всевозможные дополнительные формы наслаждения, наполнения желания получать – он уже считается находящимся на «растительном» уровне. А когда уже начинает зависеть от более далекого окружения – находится в движении, в поиске наполнения, - это называется «животным» уровнем. А когда развился до уровня осознания, что его сосуд не ограничен временем – прошлым и будущим, и не ограничен пространством, а охватывает все от края и до края мира, где он не находится в своем физическом теле, то называется уже «человеком».
Но на всех этих четырех уровнях развития желания получать мы проверяем возможность и пытаемся найти универсальную формулу, единую формулу, включающую в себя все: как каждое из всех существующих желаний открывает, определяет и усваивает положенное ему наполнение. Это то, что мы хотим узнать.
В этом заключается все наше знание о мире, о реальности. Ведь, в сущности, что такое наука? Наука – это знание того, что есть у человека внутри его получающего сосуда, что может в нем быть, и за счет чего он может получить то, что желает. Внутри нашей раковины, внутри нашего сосуда – там, по сути, заключены все наши науки, это то, что мы в них изучаем.
Каббалисты занимаются изучением законов функционирования этого сосуда. Эйнштейн, который стремился достичь полного знания обо всем мироздании, искал универсальную формулу, которая бы включала в себя все возможные следствия и все, что только находится в творении, – искал связь между сосудом получения и его наполнением. Заниматься исследованием взаимодействия света и сосуда – означает иметь дело с материей и формой, облаченной в материю. Материя – это сосуд, форма материи – свет, наполняющий его.
Сила – материя
Все духовное воспринимается нами как сила, отделенная от тела, и поэтому не имеет никакого материального образа. Оно является отдельным свойством и полностью отделено от материального мира. Но если у духовного нет никакого контакта с материальным, каким же образом оно может породить и приводить в движение материальное?
Однако сила сама по себе является настоящей материей, не меньше, чем вся остальная материя реального мира, и, несмотря на то, что она не обладает образом, приемлемым для восприятия человеческими органами чувств, это не понижает ее ценности.
Возьмем для примера кислород, который входит в состав большинства материалов в мире. Если взять бутылку с чистым кислородом, когда он не взаимодействует с другим материалом, это выглядит как пустая бутылка: кислород невозможно уловить, поскольку он находится в газообразном состоянии, нельзя управлять им руками, он невидим для глаза, не имеет запаха и вкуса. Так же ведет себя и водород.
Но если соединить эти два вещества, они немедленно превратятся в жидкость – воду, пригодную для питья, обладающую вкусом и весом. А если добавить эту воду в негашеную известь, то вода немедленно впитается в известь, и жидкость станет твердым веществом, как и сама известь. Таким образом, химические элементы – кислород и водород, которые совершенно невозможно ощутить, превращаются в твердое вещество.
В соответствии с этим, то же самое можно сказать и о силах, действующих в природе. Обычно они не считаются материей, потому что не подлежат познанию через ощущения. Но с другой стороны, мы видим, что ощущаемая реальность – твердые и жидкие тела, безусловно, постижимые в нашем реальном мире, могут превращаться при нагреве в газ, а газ, охлажденный до определенной температуры, может вновь стать твердым веществом.
Отсюда ясно, что все ощущаемые картины происходят от основ, которые невозможно ощутить, и которые не являются материалами. И потому все зафиксированные в нашем сознании знакомые нам картины, с помощью которых мы определяем материалы, непостоянны и не существуют в силу своих особых свойств. Форма их является производной от температуры.
Итак, основа материи – это сила, заключенная в ней. Однако силы все еще не проявляются относительно нас сами по себе, как химические элементы, но сущность их раскроется в будущем, так же как были обнаружены нами химические элементы только за последние века.
Одним словом, все названия, данные нами, исходя из картин материи, являются абсолютно выдуманными, поскольку даны нами, исходя из нашего чувственного восприятия, в пяти органах чувств. А потому эти названия непостоянны и не существуют сами по себе.
Но, с другой стороны, любое определение силы, которое мы даем, отрицая ее связь с материей, также надуманно. И до тех пор, пока наука не разовьется до своей совершенной формы, мы должны считаться только с конкретной действительностью. Другими словами, все материальные действия, которые мы видим и ощущаем, мы должны рассматривать в связи с совершающим их человеком и понимать, что он, также как и действие, в основе своей состоит из материи. И если бы не это, невозможно было бы постичь его.
Поскольку каббала – реальная наука, то она преследует реальное постижение мироздания, когда невозможно опровергнуть факт никаким трудным вопросом.
Все мироздание состоит из сосуда (желания) и света (наслаждения). Различие между сосудом и светом проявляется в первом же отделившемся от высшей силы творении. Первое творение – более наполненное и более тонкое по сравнению с любым, следующим за ним. Приятное наполнение оно получает от сути высшей силы, желающей наполнить его наслаждением.