Философское. Спецификой философского мировоззрения является понятийное отражение действительности. Мировоззрение на этом уровне называют миропониманием.
Эстетическое. Эстетика – самостоятельная область знаний. Предмет ее исследования -человеческая чувственность, способность индивида образно, целостно постигать мир, видеть в уникальном всеобщее.
Религиозное. Понимание специфики религиозного сознания с необходимостью связано с вопросом о происхождении сущности самой религии. Основным способом восприятия мира является вера.
Нравственное (мораль). Мораль – квинтэссенция мыслительного и практического опыта людей (обычаев, законов, норм), с помощью которых выражаются высшие ценности бытия и долженствования. Это правила и образцы поведения, которые закрепились в исторической памяти человечества и направлены на согласование интересов отдельных людей друг с другом и с интересами общества в целом.
Политическое сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, выражающих отношение социальной общности к политической системе, гос. строю, организации экономики общества, власти.
Правосознание. Это – отражение моральных, политических, правовых практик, складывающихся на протяжении всей истории человечества. Это – система общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей, на право, оценку ими норм права, поведения граждан.
Закономерности развития общественного сознания.
Общественное сознание (ОС) – сложная совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие, реальный процесс жизни людей. Основные закономерности развития общественного сознания по К. Марксу.
1. ОС зависит от общественного бытия и определяется материальным условиями жизни общества. Эта зависимость прослеживается в гносеологическом и социологическом аспектах. Гносеологический аспект означает, что общественное сознание – духовное психическое отражение общественного бытия в разнообразных соц. чувствах, настроениях, интересах, взглядах, теориях, которые возникают в конкретно-исторических обществах у большинства людей. Соц-кий аспект означает, что роль ОС определяется общественным бытием.
2.относительная самостоятельность от общественного бытия. Относительная самостоятельность ОС– эго способность отрываться от бытия общества и развиваться по свойственным ему специфическим законам в пределах конечной и общей зависимости общественного сознания от общественного бытия. Относительная самостоятельность ОС проявляется: - в преемственности духовного развития человечества, которые разрабатываются на основе достижения предшествующих эпох; - общественного сознания способно опережать общественное бытие (особо присуща науке и идеологии); - ОС может отставать от общественного бытия (пережитки прошлого которые особенно долго и упорно удерживаются в сфере общественной психологии); - в активной роли общественных идей и теорий, человеческих чувств, желаний, стремлений, воле; - во взаимодействии различных форм общественного сознания. Все виды ОС взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Т.о., указанные закономерности позволяют рассматривать ОС как целостный духовный феномен в его динамическом состоянии.