Смекни!
smekni.com

Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности (стр. 4 из 5)

Психологи и физиологи, наблюдая, описывая и объясняя игры животных, детей и взрослых пытаются установить природу и значение игры и отвести игре подобающее место в плане бытия. В любом научном исследовании, при любом научном подходе безоговорочно и повсеместно принимается за отправную точку мысль, что игра занимает важное место в жизни, выполняет в ней необходимую, во всяком случае полезную, функцию. Многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно. Однако во всех толкованиях общим является то, что они исходят из посылки, что игра совершается для чего-то иного, служащего в свою очередь некой биологической целесообразности.

Игра есть борьба за что-нибудь или же представление чего-нибудь. Обе эти функции без труда объединяются таким образом, что игра «представляет» борьбу за что-то либо является состязанием в том, кто лучше других что-то представит. Слово «представлять» по своему происхождению значит «ставить что-то перед глазами». Это представление есть «как будто» воплощение, мнимое осуществление, есть плод «во-ображения», то есть выражения или представления в образе.

Для раннего человека что-то мочь или сметь означало власть, а что-то знать – магическую власть. Ибо для него всякое знание находилось в прямой связи с самим миропорядком. Поэтому во время священных празднеств люди состязались в подобном знании, ибо в произнесенном слове, по их мнению, оживает влияние на упомянутый мировой порядок. Мудрость культивируется как священное упражнение искусности ума. В этих культовых состязаниях, в священной игре родилась философия. «Философия здесь рождается в игровой форме. Наука, включая и философию, полемична по своей природе, а полемическое неотделимо от агонального»8. Агональный момент ранней философии проявляется еще и в том, что люди были склонны рассматривать мировой процесс как извечную борьбу первозданных противоположностей, борьбу, лежащую в сути всех вещей.

____________

8 См. Хейзинга Й. Homoludens. –М.: Прогресс, 1992. С. 178.

Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества все уже переплетаются с игрой. Возьмем язык, самый первый и самый высший инструмент, созданный человеком для того, чтобы сообщать, учить, повелевать. Язык, с помощью которого он различает, определяет, констатирует, короче говоря, называет, то есть возвышает вещи до сферы духа. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли. За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов. Так человечество все снова и снова творит свое выражение бытия, рядом с миром природы – свой второй измышленный мир.

Поэзия намеренно культивирует способность языка творить образ. Все, что в поэзии постепенно признается как осознанное качество: красота, священное, магическая сила – первоначально вплетено в примат игры. То, что поэтическая речь делает с образами, есть игра. Она располагает их в стилистическом порядке, она вкладывает в них тайны, так, что каждый образ играя, отвечает на какую-либо загадку. Элементы и средства поэзии следует понимать как игровые функции. Зачем человек подчиняет слово размеру, метру, ритму? Бытие поэзии протекает большей частью в форме коллективных игр, и Хейзинга полагает, что человек сочиняет стихи, потому, что он должен играть в коллективе.

Большое внимание уделяется формообразующему значению исторически складывающихся идеалов социальной жизни, в которых содержится много игрового, и более всего они связаны с областью мечты, фантазии, утопических иллюзий. Игра – необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную историю культуры. Если провести некую параллель с теннисом, то могу сказать из собственного опыта, что мечта помогает играть и стремиться к лучшему. Она помогает переживать неудачи, работать и продолжать двигаться вперед, достигая новые цели.

Игра – это такое действие, которое сопровождается чувствами подъема, напряжения и несет с собой радость и разрядку. Настроение игры есть отрешенность и восторг – священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или просто забавой. Это – свободное действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилами вне сферы материальной пользы или необходимости. Но следует отметить, что за последнее время профессиональный спорт приобретает все более выраженную материальную заинтересованность. Тем не менее вы не найдете ни одного спортсмена который бы занимался спортом лишь ради денег и который не любил бы свой избранный вид спорта. Ведь изнурять себя ежедневной физической нагрузкой, постоянно ездить по всему миру и при этом чувствовать удовольствие и радость очень сложно, если по-настоящему не любить то, чем вы занимаетесь.

Игра имеет склонность быть красивой. Слова, с помощью которых мы можем именовать элементы игры, принадлежат в большей частью сфере эстетического. Это те же термины, которыми мы обозначаем проявления прекрасного: напряжение, равновесие, балансирование, чередование контраст, вариантность, завязка и развязка, разрешение. Когда игра порождает красоту, то ценность этой игры для культуры тотчас становиться очевидной. Однако безусловно необходимой для становления культуры подобная эстетическая ценность не является. С равным успехом в ранг культуры могут возвести физические, интеллектуальные, моральные или духовные ценности. Чем более игра способна повышать интенсивность жизни индивидуума или группы, тем полнее растворяется она в культуре.

Раскрывая взаимосвязь архаической культуры и игры, Й. Хейзинга находит, что по всей Земле на территории обитания раннего человеческого общества господствует комплекс абсолютно однотипных представлений и обычаев агонистического характера. Готовое объяснение этой однотипности, этого подобия, он видит в самой человеческой натуре, которая постоянно стремится ввысь, неважно, будет ли эта высь земной славой или превосходством или победой над всем земным. Игра и есть та самая врожденная функция, благодаря которой человек осуществляет это свое стремление. Играющий, коль скоро он одержим желанием выиграть, должен держаться в предписываемых игрой рамках дозволенного. Рассматривая различные виды состязаний – загадки, средневековые турниры, войны, правосудие, культовые обряды и празднества, научные споры и конкурсы на лучшее знание, прослеживается священный ритуал и праздничное состязание – вот две постоянно и повсюду возобновляющиеся формы, внутри которых культура вырастает как игра и в игре. В постоянно возобновляемых, освященных ритуалами боевых игрищах прорастают сами формы культуры, развивается структура общественной жизни. Аристократический быт принял форму возвышающей игры, игры чести и доблести. Идея благородного соперничества, таким образом, является одним из самых мощных импульсов культуры.

В спорте, существует такое понятие как спортивная порядочность, но довольно сложно определить, что она представляет собой. Известная теннисистка Крис Эверт объясняет спортивную порядочность как достойную спортивную борьбу. Известный баскетболист Девид Робинсон считает, что это – игра в которую вы вкладываете всю душу, с уважением относитесь к соперникам. Как видим, двое людей дают абсолютно разное определение. Американский психолог Мартенс пришел к выводу, что не существует единственного определения понятия «спортивная порядочность». Поведение соответственно к спортивной порядочности должно «привязываться» к конкретному виду спорта, возрасту спортсмена, уровню игры. В спортивной психологии существуют понятия «моральное убеждение», «моральное поведение». Моральное убеждение определятся как процесс принятия решения, во время которого оценивается правильность или не правильность действия. И моральное поведение представляет собой осуществление действия, которое считается правильным или неправильным. Таким образом, моральное убеждение является результатом индивидуального опыта, а также психического развития и, как считают, определяет моральное поведение. Кроме этого моральное убеждение рассматривают как совокупность общих этических принципов, которые лежат в основе выявления спортивной порядочности9 .(300-3001)

Вернемся теперь к философии. Среди общих признаков игры отмечается напряжение или непредсказуемость. Элемент напряжения составляет в игре особое и важное место. Напряжение означает неуверенность, неустойчивость, некий шанс или возможность. Чтобы нечто «удалось» требуются усилия. Именно элемент напряжения сообщает игровой деятельности, которая сама по себе лежит вне области добра и зла, вполне определенное этическое содержание. Всегда стоит вопрос: повезет ли, удастся ли выиграть? В ситуации неизвестности появляется ощущение тревоги. Состояние тревоги представляет собой временный, постоянно меняющееся эмоциональное состояние с субъективными, сознательно воспринятыми ощущениями тревоги и напряжения, связанных с активизацией автономной нервной системы.

Кроме всего выше сказанного об игре необходимо заметить следующее. Гадамер увидел всю действительность как замкнутый смысловой круг, в котором выполняется все. «В тех случаях, когда действительность понимается как игра, на первый план выступает действительность игры, которую мы обозначаем как игру искусства»10. Мир произведения искусства, в котором игра, таким образом, полностью выражается в единстве своего