Смекни!
smekni.com

Субъективный мир человека как объективная реальность (стр. 4 из 4)

Косвенным доказательством предположения «субъект - есть конечная причина, именно, объективного мира» может послужить прямая корреляция между мистификацией мира субъектом и неспособностью управлять им; чем более субъект зависим от мира тем более в его представлении о мире «божественных» сил, и наоборот, чем более предсказуема жизнь тем менее субъект склонен вспоминать о боге, судьбе и пр. Известно, например, что после теракта одиннадцатого сентября раскупаемость библий и противогазов в Америке резко возросла.

Реализация субъектом своей конечной причинности в мире. Реализация своей конечной причинности в мире есть бытие субъекта в качестве самого себя. Бытие субъекта и реализация субъектом своей конечной причинности в мире есть, по сути, плодотворная онтологическая тавтология.

Необходимость реализации непосредственно вытекает из основного противоречия существования субъекта в мире, не будь данного противоречия, никакой реализации не требовалось бы, так как, субъект есть конечная причина мира как таковой, без каких-либо дополнительных условий.

Реализация субъектом своей конечной причинности в мире имеет вынужденный характер, являясь компенсацией определенного спектра фрустраций, полученных субъектом в качестве переживания неуправляемости мира.

Реализация субъектом своей конечной причинности в мире является в виде трансформации субъектом мира.

Представляется возможным говорить о существовании бессознательного требования субъекта к миру, как некого критерия, по которому он преобразует окружающую действительность. Данным требованием является обеспечение миром возможности для бытия субъекта в нем в качестве его конечной причины. Мир должен быть специально приспособлен для того, чтобы субъект имел устойчивую возможность для реализации в нем собственных желаний. Такой мир субъект воспринимает как нормальный. Ненормальным - субъект называет мир, в котором он не чувствует себя хозяином. Данное неприятное чувство субъект и стремиться преодолеть, переделывая «ненормальный» мир в «нормальный»

Существование в «нормальном» мире субъект считает естественным, соответственно, «ненормальный» мир является для субъекта чуждым, и попасть в такой мир он не жаждет. Примером «нормального» мира может служить некий «дом будущего», где все приспособлено для удовлетворения всяческих желаний хозяина, в качестве чуждого мира на ум почему-то приходит сибирская тайга. Характерно, что те, для кого тайга является более предпочтительной в плане «реализации...» нежели большой город, а такие люди, безусловно, есть, предпочитают жить именно в тайге.

Говоря о реализации субъектом своей конечной причинности именно как о превращении действительности, я акцентирую внимание на том, что в «реализации...» известную долю занимает воображение субъекта, без которого данная реализация не могла бы состояться. Субъект никогда не смог бы почувствовать себя комфортно в мире если бы воображение не дорисовало ему все недостающие для этого элементы. Речь, в данном случае, идет не только о заселении мира богами, хотя это очень важный элемент «реализации...», воображение, как основа способности субъекта к интерпретации происходящего с ним является известным в психологии защитным механизмом, позволяющем субъекту удерживать ситуацию в нужном для себя контексте.

Необходимый характер реализации субъектом своей конечной причинности - объективная основа психоаналитических построений. Реализации субъектом своей конечной причинности в мире имеет необходимый характер. Необходимость реализации обусловлена априорным характером конечной причинности субъекта.

Реализация конечной причинности является, по сути, единственной реакцией субъекта, которая не имеет альтернативы. Заранее мы не можем предугадать реакцию субъекта на возникающие физиологические потребности. Варианты возможны прямо противоположные. Субъект может реагировать на голод поиском пищи, а может и голодать вопреки обилию пищи и т.п., но на угнетение конечной причинности все люди реагируют однозначно. Нет ни одного человека, который бы стремился пережить насилие, и не реагировал бы на насилие попыткой выхода из данной ситуации с последующей компенсацией пережитого.

Психологи могут опереться в своих теоретических построениях на необходимость «реализации...» так же как, например, физики в своих рассуждениях опираются на устойчивость свойств объекта их исследования. Научную объективность физика получает именно потому, что объект их исследования не может по своему усмотрению менять свои свойства. Нет возможности у металла по своему усмотрению стать мягким, он имеет определенную плотность с необходимостью, также с необходимостью метал станет жидким при нагреве его до температуры плавления.

Необходимый характер реализации субъектом своей конечной причинности придает субъективности объективный характер. Интерпретации и комментарии психоаналитика приобретают устойчивое основание, переставая тем самым быть некими нагромождением утверждений, взятых неизвестно откуда. Главное, что они становятся очевидными для клиента, что позволяет психоаналитику легко преодолевать его интеллектуальные защиты.

Так, например, необходимый характер реализации позволяет утверждать, что страх является только ориентировочной реакцией, но никак не причиной поведения, человек имеет принципиальную возможность действовать, несмотря на присутствие страха. Герой, строго говоря, ничем не отличается от любого другого человека. Данное утверждение, совершенно очевидное для простой интуиции ума, не дает клиенту возможность заблокировать анализ объяснением типа: «Это все потому, что я его боюсь». Страх, как раз, ничего не объясняет; если человек делает так, а не иначе, то только потому, что ему так выгодно. Психоаналитику остается только выяснить, что данной выгодой является вытеснение патогенных сексуальных фантазий и клиент здоров.

Наличие у субъекта способа реализации своей конечной причинности - необходимое условие данной реализации. Реализация субъектом своей конечной причинности, являясь компенсацией пережитой фрустрации, направлена на подавление источника фрустрации и восстановление тем самым исходного состояния конечной причинности, то есть, имеет цель.

Здесь необходимо отметить, что цель реализация субъектом своей конечной причинности можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Под «внутренней» целью я понимаю - достижение субъектом своего естественного состояния (конечной причинности), а под «внешней» целью- создание субъектом некого объекта, подавляющего источник фрустрации. Таким образом, достижение субъектом внешней цели является средством достижения внутренней (истинной) цели реализации.

Данное разъяснение призвано сделать очевидным следующий базовый тезис: реализация субъектом своей конечной причинности опосредована наличием способа данной реализации.

Необходимость реализации субъектом своей конечной причинности при отсутствии предзаданного адекватного способа данной реализации есть, по сути, явление основного противоречия существования субъекта в мире. Являясь конечной причиной мира субъект не имеет предзаданных ему способов реализации своей природы.

Представляется верным, что данное противоречие является одной из основных причин психопатологии, где под «психопатологией» я имею ввиду - неадекватную реализацию субъектом своей конечной причинности. Неадекватность реализации состоит, собственно, в том, что вместо состояния реализованной причинности субъект получает прямо противоположное, - состояние угнетенной причинности. Пытаясь выбраться из некой патогенной ситуации, субъект все больше погружается в нее. Так, например, многие психические заболевания видятся мне следствием неадекватного разрешения субъектом комплекса Эдипа.

Что же остается человеку в случае невозможности адекватной реализации своей конечной причинности? Как уже говорилось выше, воображение является тем универсальным инструментом, который позволяет человеку в одночасье решить все свои проблемы, правда, в этом случае приходится говорить о психопатологии.


Выводы

1. Собственное онтологическое присутствие уникально, я себя нигде не встречу.

2. Собственное онтологическое присутствие делит мир на меня и все остальное.

3. Субъект есть некая целостность, неделимая на части.

4. Свобода субъекта априорна и потому необходима. Необходимость свободы субъекта является миру волей.

5. Субъектом является, прежде всего, индивид.

6. Объект же - это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.


Литература

1. Общая психология / Под редакцией Маклакова. - СПб.: Питер, 2001.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.

3. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: МГУ, 1975.

4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.

5. Петухов В.В., Столин В.В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989.

6. Психологический словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980.

9. Психология // БСЭ. Т.21.-М.: Советская энциклопедия, 1977.

10. Вестн. Моск. Ун-та сер.14, Психология 1994 №2-3.

11. Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 2008 г.