Смекни!
smekni.com

Сущность и значение философии (стр. 4 из 5)

имеет с наукой единые исторические корни;

стремится построить единую систему знания, основанную на анализе и синтезе имеющегося научного материала;

формирует свои принципы, постулаты и разработанный категориальный аппарат;

выполняет познавательную, прогностическую, логическую и методологическую функции;

решает реальные жизненные, нравственные, социальные и глобальные проблемы.

Существуют и позиции, отказывающие полностью или частично философии в статусе научности. Основные их аргументы таковы:

выводы философии всегда гипотетичны, а в науке главная ценность — это определенность, однозначность;

философия субъективна, так как каждый философ выражает только свое мнение, своим собственным языком. Откровенно и весьма категорично высказывал такую позицию М. Мамардашвили на заре перестройки: "...Философия,— писал он,— как я ее понимаю, и не была никогда системой знаний. Люди, желающие приобщиться к философии, должны ходить не на курс лекций по философии, а просто к философу. Это индивидуальное присутствие мыслителя, имеющего такую-то фамилию, имя, отчество, послушав которого можно и самому прийти в движение. Что-то духовное пережить... Короче говоря, философия — это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта". Философия преподносится, таким образом, как некая форма эзотерического знания, передаваемая от одного индивида к другому и понятная только в личном общении.

Полученные философией результаты нельзя подтвердить опытом (верифицировать), равно как невозможно и опровергнуть (фальсифицировать), по причине их неконкретности, абстрактности. Философия оперирует ненаучным языком, категории философии неопределенны, многозначны, разные философы вкладывают в них разный смысл и т.д. Философия включает в свой предмет культуру, а стало быть, смыкается с религией. С подобных позиций в XX в. выступали, в частности, логические позитивисты, такие, как М. Шлик, Р. Карнап, утверждая, что философия не является наукой потому, что она никогда не имела своего предмета. Она занимается, по их мнению, надуманными или неразрешимыми псевдопроблемами, вроде основного вопроса философии, закономерностей развития мира и т.п.

П. Фейерабенд, американский специалист в области философии науки, в своей концепции "философского анархизма" выдвинул принцип "пролиферации" (размножения) знаний - выдвижение альтернативных точек зрения на проблему как необходимое условие развития науки — и отвергал философию, руководствуясь именно этим принципом.

Многие из перечисленных позиций, однако, не имеют под собой основания в настоящее время по чисто субъективным соображениям. Дело в том, что большинство концепций западной философии отражают отношение не столько к философии вообще, сколько именно к марксизму, к материалистической диалектике, видя в них своего рода религиозную систему, к тому же чрезмерно идеологизированную. Многие из этих аргументов утратили свой смысл в результате той смены философской парадигмы, которая произошла в странах бывшего "социалистического лагеря".

Важно подчеркнуть, что философия должна иметь, безусловно, научное содержание. Это в некотором смысле примиряет противоположные позиции: философия — наука и философия — ненаука. Опираясь на науку, черпая из нее проверенные и достоверные данные, философия обретает научное содержание. Ориентируясь на сложившуюся в обществе систему ценностей, она имеет определенный аксиологический потенциал.

Именно в той мере, в которой философия опирается на науку, включает ее концепции и идеи в свое содержание, хотя в снятом, препарированном виде, философия выступает в роли научной методологии. На протяжении многих веков она выработала мощный аналитический аппарат в виде своих категорий, принципов и законов, которые направляют научное познания в нужное русло, без затраты излишних усилий на самостоятельную переработку неисчерпаемого обилия эмпирического материала. Не будь философии (вообразим такую ситуацию), современная наука неизбежно пошла бы по пути философского освоения мира "с нуля". Представить это можно лишь гипотетически.

Ученые часто не задумываются над тем, что пользуются на каждом шагу, зачастую в неявном виде, "набившими оскомину" категориями объективного и субъективного, части и целого, содержания и формы, возможного и действительного, тождества и противоречия и т.п. Специально рассматривать содержание этих категорий не дело ученых. Тот факт, что они не осознают их роли, а иногда даже игнорируют их, что свойственно особенно физикам, математикам, специалистам в области информатики, еще не означает, что эти категории малозначительны. Скорее наоборот, чем сильнее они забываются, тем больше причин напоминать об их существовании и роли. Философия дает не только мировоззренческую основу для оценки тех или иных явлений, но и служит методологией познания и человеческой деятельности. Что это означает? Это означает, что философия вырабатывает принципы познания, используемые другими науками для анализа изучаемых явлений и синтеза добытого знания. Философия, наконец, обладает логической функцией, содержательную основу которой составляет диалектика, хотя последняя и требует серьезного обновления. В своей логической функции философия формирует правила вывода знания о частных явлениях на основе сведений об общих свойствах и закономерностях. Философская логика (диалектика как логика) отличается от формальной логики тем, что она оперирует не только понятиями, но и данными опыта, практики, учитывает и явное, и неявное знание. Она использует не только методы дедуктивного вывода, подтверждения и опровержения, но и другие гибкие приемы получения и проверки нового знания.

В каком бы направлении ни двигались научная мысль и практические помыслы человека, везде они доходят до той границы, где знание должно уступить место вере. Вере, основывающейся, в свою очередь, на разуме и гуманизме. В том, что такое вера, какова она может быть по своей сути и формам проявления, нам еще предстоит разобраться. Здесь достаточно отметить, что без веры жизнь была бы попросту невозможна. Не случайно ведь миллионы людей даже в наше просвещенное время обращают свои взоры к Богу, а иногда и к разного рода формам идолопоклонничества. В двух словах об этом не скажешь, однако ясно, что самая важная цель при этом — спасти себя, своих близких от жизненных напастей и бед, облегчить давление социального пресса, уйти от невыносимого одиночества.

Говоря о вере, большинство людей традиционно подразумевают при этом прежде всего религию. В наше время едва ли кто-то будет сомневаться в том, что религия на протяжении тысячелетий, даже во времена инквизиции и крестовых походов, не только была неотъемлемой частью общественного сознания, но и в какие бы конфессии она ни облекалась (христианство, буддизм, иудаизм, ислам и др.), составляла важную часть человеческой культуры, мощный цивилизационный фактор.

И напротив, воинствующий атеизм, в частности господствовавший в нашей стране в недавнем прошлом, будучи сам изнанкой идеологических верований, создавал кумиров, наделе весьма далеких от проповедовавшихся ими идеалов. Безудержное гонение на церковь нанесло не только моральный, но и интеллектуальный ущерб обществу, поскольку помимо всего прочего подавило целые пласты культуры, основанные на рациональной вере.

Рациональная вера произрастает именно на интеллектуальной целине из неполноты и ограниченности человеческого знания или знания, недостаточно проверенного опытом. Вера заполняет довольно большие пустоты в системе нашего знания. Для отдельного человека и даже большинства человечества многое недоступно в непосредственном чувственном восприятии и в известных теориях. О многом приходится узнавать из книг, рассказов, свидетельств очевидцев, наконец, из средств массовой информации. Наивно было бы представлять современный процесс познания как "отражение действительности в мозгу человека", на чем "стояли" до последнего времени многие учебники по философии, дублируя "азы" ленинской теории отражения, в то время как следовало бы обратить внимание на то, что реальные процессы познания протекают в общении людей друг с другом, в процессе передачи и трансформации знания, что большую часть знания реальный (а не абстрактный) человек получает из других источников, нежели материальные процессы. И тогда главный вопрос, касающийся знания, — его достоверность.

"Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию нашего мира не могло бы быть никакой жизни. Эта вера есть и всегда остается основным мотивом всякого научного творчества", — признавали два классика науки XX столетия.

Итак, констатируем, что знание невозможно без рациональной веры. Вера и доверие создают вместе пространство человеческого разума. А это, как уже было отмечено, главный предмет философии.

Существуют, как известно, философские направления и школы, проповедующие иррационализм, принижающие (насколько это им удается) роль разума, навязывающие отказ от разумного восприятия действительности, от проектов целенаправленного преобразования мира. Скепсис и цинизм — их основное кредо, хотя они и подкрепляются иногда ссылками на религию. Как определить отношение к ним, если в этих воззрениях иногда просматривается доля истины? Ведь в мире и в самом деле немало абсурдного, того, что не поддается рациональной оценке. Разумеется, философия может игнорировать эту сторону реальности, пусть даже, так сказать, теневую. Однако ее задача состоит не в том, чтобы оставить все как оно есть (невежество, нигилизм, бессмыслицу), а в том, чтобы утвердить в человеке разумные начала, будь то религиозные или научные, формировать ценности, охраняющие цивилизацию от разрушения.