• Владимир Мономах (1053-19 мая 1125) - великий князь смоленский, черниговский, переяславский, киевский, государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель. Во времена его правления Русь достигла набольшего единства и расцвета. В «Поучении» изложено идеальное представление о князе-христианине, заповедано трудолюбие, мир, щедрость.
Он считает, что есть три самых важных вещи на пути к Богу – покаяние, слезы и милостыня. Владимир Мономах отрицает необходимость церкви и священников при общении с Богом, утверждая, что лучшая молитва – тайная, из-за чего у него были противоречия с византийским обществом. Основную мысль его «Поучений» можно выразить так: если благодать будет внутри людей, то они сами будут поступать по закону Божьему.
• Летописец Нестор - древнерусский писатель, агиограф конца XI - начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет», где отражены идея богоизбранности славянского народа и понимание истории как борьбы добра и зла (для победы добра необходимо прекратить междоусобные войны).
• Никифор был приверженцем принципа единства души и тела. Он разделял силы души на три основные составляющие: - словесная (логос); - лютая (страсти, эмоции); - желающая (воля).
Никифор размышлял над идеей борьбы божественного логоса и воли и полагал, что мудрость необходима для разрешения этого испытания.
• Лука Жидолта - епископ, который проповедовал любвь и смирение как основу благосостояния общества.
Становление философствования в Киевской Руси привело к формированию концепции «монументального историзма», основными темами которого становятся проблемы человека и мира, главенство разума и идеи равенства народов.
Собственно философия в европейском понимании слова появляется в нашей стране даже не с её христианизацией, а значительно позже. В эпоху Киевской Руси не существовало школ, в которых могла бы преподаваться философия, оставшаяся в наследство христианству от античности. Европейская философия или её элементы начинают преподаваться в школах лишь в XVI – XVII вв.
4. УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В XIV – XVI ВВ.
В ХІІІ веке наступает сложное время для украинской земли: народ страдает от татаро-монгольского ига, Польско-Литовского гнета, набегов татар. Однако именно это давление со стороны внешних агрессоров помогло сформировать такую особенность украинского народа, как любовь к свободе, что вылилась в возникновение казачества – демократического рыцарства, опирающегося на принцип общинности.
В это время окончательно формируются характерные черты украинского менталитета. Типичный украинец представляется нам таким: это человек основательный, вдумчивый, иногда, недостаточно энергичный и подвижный, консервативный, можно даже сказать «инертный» и при этом очень религиозный и набожный.
В XIII в. на украинской территории появляются философские произведения светского характера, развивающие свободомыслие и альтернативные философские течения, распространяются апокрифические (неканонические) произведения, развивается идея противоположности Бога и Сатаны (Бог - духовен, Сатана - материальный мир), критикуется слепая вера в Библию (она становится предметом критического исследования), возникают сомнения в необходимости церкви и слишком дорогой церковной иерархии.
В ХIV веке происходит дифференциация славянской народности ее и формирование трех братских этносов – русского, украинского и белорусского. Впервые появляется слово «Украина» как обозначение сначала окраинных территорий древнерусского государства, а в дальнейшем как имя самостоятельного этнического формирования.
В условиях Польско-Литовского гнета стали появляться организации православных горожан - братства, наделенные некоторыми функциями политического представительства и самоуправления (братства имели свой суд, казну и т.д.). Они возглавили борьбу за права и интересы восточнославянского населения, выступили в защиту веры и культуры украинского народа, против окатоличивания и полонизации. Свою деятельность братства начали с организации школ и типографий с целью формирования мировоззрения подрастающего поколения посредством приобщения его к истории и вере своего народа.
В рамках украинского Ренессанса братские школы стали так называемыми «теплицами» для взращивания идей реформации, которая стала необходимой из-за обострения национальных, социально-экономических и межконфессиональных противоречий.
Такие известные философы XIV – XVI вв. как Иов Борецкий, Иван Вишенский, Исаия Копинский, Захария Копыстенский, Герасим и Мелетий Смотрицкие и другие были выходцами Киевского, Львовского, Луцкого, Острожского братств. Их творческая деятельность характеризуется такими общими идеями: проблема единства славянских народов, взаимоотношение человека, Бога и мира, тема самопознания и самосовершенствования, проблема культурно-исторического развития формирующегося этноса, осмысление активного и творческого начала в человеке, концепция негативного социального влияния католической церкви.
Рассмотрим подробнее деятельность каждого из выше перечисленных мыслителей.
Иов Борецкий – православный митрополит в Киеве с титулом «Экзарх Константинопольского трона» родом из Галиции, воспитанник заграничных училищ, знаток древних языков и святоотеческих творений, ректор и преподаватель латинского языка в Школе львовского братства, потом священник в Киеве и учитель в собственной церковно-приходской школе.
Славился благочестием, благотворительностью и учёностью, а также православия против унии.
Сочинения имеют православное содержание: «Анфологион», или избранная Минея на весь год, в которой описываются последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особенно чтимых Православной церковью, «Диалог о православной вере», «Лимонарь, сиречь Цветник», «Аполлия (уничтожение) апологии Мелетия Смотрицкого», «Сетование о благочестии» (наставления православным, как держать себя во время гонений за православие).
Иван Вишенский – философ, писатель, критик, сатирик, автор произведений «Книжка», «Обличение Дьявола-миродержца», «Краткословный ответ Петру Скарге» и других, в которых основным лейтмотивом выступает тема «Бог – мир – человек». Он разработал теорию «внутренней философии», смысл которой состоит в практическом достижении идеала правды, добра и справедливости и воплощение его в смысл собственной духовной сущности. Человека Иван Вишенский представляет в концепции дуализма – сочетание телесного и духовного, вечного и временного, божественного и дьявольского.
Исаия Копинский - православный митрополит киевский с титулом «Экзарх Константинопольского трона». Исаия был "муж Богомудрый", подвижник, всю свою жизнь самоотверженно трудившийся на пользу православия и своей угнетенной, гонимой паствы. Составил «Духовную лестницу» (сборник нравственных изречений) и несколько посланий к православному духовенству и частным лицам («Наказ священникам», «Увещательное письмо князю Иеремии Вишневецкому»)
Захария Копыстенский – писатель, архимандрит Киево-Печерской Лавры, руководитель ее ученого сообщества и типографии – продолжает тематику философской мысли Ивана Вишенского. В своих произведениях («Часослов», «Книга о вере единой и святой соборной апостольской церкви», «Книга о правдивом единстве православных христиан», «Палинодия, или Книга обороны») он анализирует историческое прошлое украинского народа с целью объяснения сущности и смысла национального самосознания.
М. Смотрицкий – православный архиепископ Полоцка; писатель, деятель просвещения. Активно выступал за присоединение православной церкви, находящейся на украинских землях к Унии; предложения получили отпор со стороны кругов, объединявшихся вокруг епископа Перемышльского Исайи (Копинского). Разработал собственную модель государства, в которой структура государства представлена в виде человеческого организма: голова – духовная власть, туловище – аристократия, руки, ноги – простые люди.
Итак проанализировав литературное наследие и философскую деятельность мыслителей XIV – XVI вв., мы приходим к выводу, что в этот период нашла подтверждение одна из характерных особенностей украинской философии, а именно ее онтологичность. В то же время просветительская деятельность мыслителей братских школ заострила вечную дуалистическую проблему философии. Работа братских школ эпохи украинского Ренессанса, пронизанная живым пантеистическим духом, стала залогом формирования длительной традиции, которая продолжила себя в творческой мысли Киево-Могилянской академии и нашла свое полное воплощение в творчестве Григория Сковороды.
5. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КИЕВО-МОГИЛЯНСКОЙ АКАДЕМИИ
Огромным шагом вперёд в развитии украинской мысли и русской культуры стала организация в Киеве в 1632 – 1633 гг. митрополитом Петром Могилой так называемой Киево-Могилянской коллегии (впоследствии академии), которая была призвана стать оплотом православия и украинской культуры.
Фактически это был университет (период обучения – 12 лет = 8 классов, для всех сословий, структура по аналогии с западными университетами, курс: философия, диалектика, логика, этика, физика, метафизика и математика), отличавшийся по своему статусу от европейских только отсутствием курса (и класса) богословия, так как католическое государство Речь Посполитая, в состав которого входила тогда большая часть Украины, препятствовало преподаванию православного богословия. Первый курс богословия был прочитан только Феофаном Прокоповичем во времена Петра I.