Смекни!
smekni.com

Украинская философия (стр. 4 из 5)

Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861) – известный украинский и русский поэт и прозаик, художник. Литературное наследие Шевченко считается основой украинской литературы и во многом современного литературного украинского языка. Знаковой фигура национального самосознания, влияние которой ощущается и по сей день.

Взгляды Шевченко характеризуются материалистичной и атеистической направленностью, что отличает его от других философов Кирилло-Мефодиевского братства. Концепцию его поэтического слова можно описать как «философию трагедии» (В.С. Горский), что означает осознание человеком драматичности жизни. Как и соратники по Кирилло-мефодиевскому братству, Шевченко полагает причиной трагичности украинской истории конфликт («проклятие»), что неразрывно связан с историческим развитием. Однако спасением может стать политическое преображение страны путем революции.

Философская позиция Т. Шевченко крайне патриотична, нравственна и «кардиоцентрична», что объясняется характерными свойствами украинской ментальности. Отличительной чертой его жизни и творчества является осознание себя и мира посредством постоянной «работы» сердца и эмоций. Отсюда и образ сердца в его поэзии как живой самостоятельной единицы в человеке:

Минають днi, минають ночi,

Минає лiто. Шелестить

Пожовкле листя, гаснуть очi,

Заснули думи, серце спить,

І все заснуло…

Отголоски философских мыслей Кирилло-Мефодиевских «братьев» мы находим в творчестве мыслителей ХIХ - ХХ веков.

7. ФИЛОСОФИЯ В КУЛЬТУРЕ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ХIХ-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Философия ХIХ - ХХ веков отражает концепции националистических и демократических изменений. В это время происходит формирование главных философских школ, тесно связанных с западной философией, центрами зарождения и развития которых стали кафедры киевского, харьковского, одесского университетов. Среди проблем, которые интересовали мыслителей того периода, главными были такие: человек как творец своего счастья и истории, представление нации как целостного этнического образования, плюрализм и право на собственное мировоззрение, идеал «гражданского человека», поиск национальной идеи. Также для ХIХ века характерно литературно-публицистическое выражение философских мыслей.

К философам ХIХ - ХХ веков можно отнести ряд известных личностей – Н. Гоголь, И. Франко, М. Коцюбинский, Леся Украинка, А. Козлов, Г. Челпанов, А. Потебня, М. Драгоманов, В.Зеньковский, А.Гиляров и другие.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – писатель, драматург, поэт, критик, публицист. В своих произведениях отразил исторические причины своеобразия украинской ментальности, а именно влияние европейской и азиатской культурной традиции. Тема дуалистичности человеческой души также сильно волновала автора. В своей бессмертной поэме «Мертвые души» Гоголь раскрывает этот вопрос как никто другой, высмеивая бездуховность и моральный упадок души человека крепостнической России. Именно философский реализм Гоголя стал тем новшеством в украинской культуре, которое породило иную концепцию взгляда на мир, в дальнейшем получившую свое развитие в творчестве его великих соотечественников.

Иван Франко (1856-1916) – украинский писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в Галиции (Австро-Венгерской Империи), один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии, действовавшей на территории Австрии. Творчество Франко отличается философским материализмом, а также переплетением разносторонних взглядов: философских, естественнонаучных, социально-политических, атеистических, эстетических. Писатель разделял такие взгляды и идеи: а) человек – венец творения природы, который, однако, не может освободиться от вечных проблем добра и зла, жизни и смерти; б) причина бедствий начала ХХ века, да и истории в целом находится в природном трагизме человеческого бытия; в) развитие (социально-политические реформы, самосовершенствование каждого человека в отдельности) – главный путь к благополучию (повесть «Борислав смеется»); г) нации должны быть равны и свободны от угнетения; д) цель литературы – реалистичное изображение жизни.

Леся Украинка (1871-1913) – украинская писательница и поэтесса – разделяла взгляды И. Франко. Очень критично относилась к религии, так как идеалом современного человека для нее был человек действия – активный, смелый, целеустремленный, стойко переносящий все трудности и невзгоды. Собственно именно такой и была сама поэтесса.

Леся Украинка имела обширные познания в европейской культуре с античности вплоть до современности, что активно использовала в своих произведениях, которые отличаются нетрадиционными для украинской литературы образами и мифологическими сюжетами.

Искусство по мнению писательницы должно обладать такими свойствами: реализм, народность, идейность, назидательность.

М. Драгоманов (1841 - 1895) – либерал, публицист, историк, фольклорист, общественный деятель, выдающийся украинский учёный и критик, дядя Леси Украинки. Основным вопросом его исследований был вопрос социальной философии и гуманитарного знания. Драгоманов связывал развитие человека и общества с этническими, экономическими и духовно-культурными факторами общественной жизни. Он полагал, что социальный прогресс является отражением объективного исторического процесса, а решение социальных и экономических проблем напрямую зависит от решения национального вопроса.

А. Потебня (1835 - 1891) – украинский фольклорист и этнограф. Его занимала проблема соотношения языка и мышления. В процессе своих исследований Потебня доказал активную роль языка в формировании мысли и стал одним из основателей системно-структурного подхода к изучению языка.

А. Козлов (1831 - 1901) разработал концепцию философского «панпсихизма» – признание бытия духовной субстанцией, в свете чего материальные предметы – это лишь символы проявления этой субстанции. Философия – связующее звено между духовным и материальным миром.

И так, украинские литераторы ХIХ - начала ХХ века наполнили свои произведения философским смыслом и идеями. Это с одной стороны сблизило философию с народом, но с другой – усложнило осмысление чисто философского содержания их творчества.

Академическая же философия более приближена к науке и становится культурно-нравственным обоснованием знания о мире и человеке.

8. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАМФИЛА ЮРКЕВИЧА

Философия Памфила Юркевича (1826 - 1874), которая получила название «философии сердца» или «кардиоцентризма», занимает достойное место среди других украинских философских концепций.

Будучи дипломированным философом (профессор философии Киевской духовной академии, глава кафедры философии Московского университета, декан историко-филологического факультета) Юркевич обладал широкой интеллектуальной эрудицией, полными сведениями об уровне развития академической философской мысли. Его работы по сей день актуальны, так как в них он поднимал вопросы поиска «…истины не преходящей, а стоящей над временем».

Юркевич опровергает учение о том, что «разум сам по себе, из собственных сил и средств дает или полагает законы для всей душевной деятельности. С этой точки зрения было бы необходимо согласиться, что все достоинство человека, или весь духовный человек, заключается в мышлении». Напротив, он считает, что «сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлеченному знанию разума…». Такая позиция есть суть «кардиоцентрической» философии, которая стала отражением этнического своеобразия украинской ментальности.

Философ провозглашает сердце «…средоточием душевной и духовной жизни человека». Эту идею он развивает в своих публицистических работах: «Идея», «Материализм и задачи философии», «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия», «Доказательства бытия Божия», «Из науки о человеческом духе», «Язык физиологов и психологов», которые печатались в «Журнале Министерства народного просвещения» и в «Трудах Киевской Духовной Академии».

Наиболее совершенным философским произведением Юркевича стала речь, произнесенная на акте Московского университета в 1866 г. «Разум по учению Платона и опыт по учению Канта». Мыслитель провел доскональный анализ двух родственных по направлению философов.

Юркевич наделяет философию индуктивными свойствами и поручает ей функцию сведения идеальных моментов в познанных явлениях к единому общему – идее.

В его философии прослеживается влияние идей Платона, однако Юркевич не приемлет идеализм в классической форме, Гегеля, но неоднозначно он относится и к материализму.

Вечный философский вопрос о взаимосвязи духовного и физического, идеального и материального Юркевич решает посредством рассмотрения проблемы человека. Философия, «как целостное миросозерцание, есть дело не человека, а человечества, которое никогда не живет отвлеченным или чисто логическим сознанием, но раскрывает свою духовную жизнь во всей полноте и целостности ее моментов».

Следуя из вышесказанного, заметим, что «философии сердца» Памфила Юркевича развилась из философских идей Г. Сковороды, Н. Гоголя и киевской религиозно-философской школы (И. Скворцов, П. Авсенев, О. Новицкий, С. Гогоцкий). Пусть даже некоторые аспекты «кардиоцентризма» остались нераскрытыми, вклад Юркевича в эволюцию украинской философской мысли невозможно недооценить. Философская концепция Юркевича является яркой иллюстрацией отличительных особенностей украинской культуры.