Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное
Сущность религиозного типа мировоззрения мыслится через концепцию религии как веры в единого Бога. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, жизни людей.
Философское
Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований.
Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира - те силы, которые правят миром.
В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.
Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями.
Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.
Философия - в переводе «любовь к мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях.
Философия может быть научной и ненаучной.
Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное - для некоторых легко, для других трудно.
Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте.
Основные религиозно-мировоззренческие принципы
В основе религиозной типологии мировоззрений лежит вопрос о существовании Бога и вопрос об отношении Бога и мира
Атеизм
Отрицание существования, отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы, например, бога, богов, духов, других нематериальных существ, а также связанное с этим отрицание религии[1][2]. С точки зрения последовательного атеизма первоначалом мира является материя, из чего следует, что единственным источником всякого знания является чувственный опыт -сенсуализм. Последовательное же развитие сенсуализма может приводить к скептицизму.
Скептицизм
Философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В основе этой позиции лежит сенсуализм - теория познания, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний о мире является чувственный опыт. В этом случае критерием истины является мнение отдельно взятого индивида. Поскольку познавательные способности и опыт отдельного взятого человека ограничены, то сенсуалисты приходят к выводу о невозможности определённого суждения о том, что выходит за грани его индивидуального опыта.
Пантеизм
Вера в существование безличностного одушевлённого первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевлённая система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология (Пифагор, натурфилософы), так и гносеология (Платон, Аристотель). С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности-интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция, предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.
Креационизм
Вера в существование Бога (или богов) как первопричины мира. Теория "разумного творения" тоже относится к креационистским, хотя не обязательно предполагает существование божественной сущности.