Античная философия
Античной философией принято называть совокупность философских учений, развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме на протяжении около 1200 лет – с конца 7 в. до н. э. вплоть до 6 в. н. э. Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также и на латыни.
Периодизация античной философии
Архаический (древнейший) период: кон. 7 – нач. 6. в. до н.э. – 1-ая треть 5 в. до н.э. – Этот период обычно называют досократовским, а философов, соответственно, - досократиками. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит).
Классический период: 2-ая треть 5 в. до н.э. – 4 в. до н.э. (322 г. до н.э. – смерть Аристотеля) – Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов: софистов, Сократа, Платона и Аристотеля.
Ранний эллинистический период: кон. 4 в. до н.э. – 2-ая треть 1 в. до н.э. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм.
Поздний эллинистический период (греко-римский период): 1-ая треть 1 в. до н.э. – 6 в. н.э. Приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно раннего эллинистического периода. В римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик). Формальным окончанием античной философии принято считать 529 г. н.э., когда императором Юстинианом была закрыта Платоновская академия в Афинах. В 525 г. н.э. императором Теодорихом был казнён последний крупный представитель античной философии – Аниций Манлий Торкват Северин Боэций.
Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы.
Перед взором древних греков мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание – с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).
Формирование античной философии в Древней Греции и её истоки. Античная философия сформировалась под влиянием восточных культур Лидии, Вавилона, Египта и Персии. Рано завязавшиеся экономические, торговые и политические связи ионийских поселений греков на западном побережье Малой Азии с восточными народами более древних цивилизаций, а также исключительная восприимчивость и многосторонняя одаренность греков привели к тому, что в греческие ионийские города на территории Малой Азии, прежде всего в Милет (см. Милетская философская школа), были перенесены и своеобразно переработаны зачатки физических, математических, астрономических знаний, стал развиваться примитивный научный инструментарий. Одновременно шла и своеобразная переработка древней мифологии - в искусстве, в поэзии, а в философии - уже освобождение зарождающейся философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Процесс этого освобождения шел в Древней Греции с такой быстротой, что уже в 5 в. до н. э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образных средств выражения мысли (Эмпедокл, Анаксагор, первые атомисты Левкипп и Демокрит и т. д.). Древние греки уже в космологических и физических построениях 5 в. до н. э. обнаруживают поразительную склонность к обоснованию выдвигаемых или используемых положений. Так, элементарные истины алгебры и геометрии, сформулированные вавилонянами и египтянами как тезисы, обнаруживают у греков тенденцию превращаться в доказываемые теоремы. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и даже в 5 вв. до н. э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе - отдельно от философии. Эта нераздельность характерна для раннего периода развития также и древней вавилонской, и древней египетской мысли. Однако особенность античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и понятий научных воззрения, относящиеся к природе, играют роль во многих отношениях решающую: первые античные философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них постановку и решение вопросов философских. И для науки древних греков, и для античной философии характерно обилие почти одновременно возникавших научных гипотез и типов философских учений. Объясняется это тем, что при рано возникшей острой научной пытливости древние греки могли удовлетворять ее только в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти полное отсутствие эксперимента. Основными способами научного исследования были только наблюдение и опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие экспериментальной проверки аналогия и гипотеза. Так как при разработке гипотезы мысль идет от действия к его причине, а одно и то же действие может вызываться различными причинами, то в условиях невозможности экспериментальной проверкой в умах различных мыслителей, принадлежавших к высокоодаренному народу, возникали различные гипотезы об одних и тех же явлениях природы. Для философии это многообразие гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Разнообразие возникавших в Древней Греции типов философских учений сделало античную философию школой философского мышления для всех последующих времен.
Не все области Древней Греции оказались одновременно вовлеченными в философское развитие. Философия для своего появления и тем более для успешного развития предполагает достаточно высокий уровень развития культуры, в частности развитие познаний о природе, об обществе и человеке. В свою очередь такой уровень развития возможен лишь на определенной ступени экономического и политического состояния общества. В соответствии с этим античная философия родилась на рубеже 7 - 6 вв. до н. э. не в тех греческих общинах, которые населяли южную часть Балканского полуострова и в которых господствовало земледелие, а в богатом промышленном и торговом центре ионийских городов Малой Азии - в Милете. Соприкосновение с культурой, образованностью и философской мыслью Востока создало здесь необходимые предпосылки, а умственная одаренность греков обусловила чрезвычайную интенсивность и быстроту философского развития.
С падением политической самостоятельности Ионии центр развития древнегреческой философии перемещается с крайнего восточного предела греческого мира на его западную окраину - в греческие города-государства Италии и острова Сицилии, где возникает движение софистов, а в 5 в. н.э. в Афины, где действуют знаменитые философы Анаксагор, Платон и его ученик Аристотель.
Школы и течения античной философии. Античная философия насчитывает четыре основных школы в собственном смысле этого слова, все остальные – лишь более или менее условно называются таковыми: Платоновская академия – с 4 в. до н.э., (основатель – Платон); Ликей (Лицей, Перипатетическая школа) – основан учеником Платона Аристотелем в 4 в. до н.э.; стоическая школа – основана в кон. 4 в. до н.э. Зеноном Китийским (из города Китеон); эпикурейская школа – основана в кон. 4 в. до н.э. философом Эпикуром.
Философы Античности:
Аристотель
Аристотель из Митилены
Гераклит Эфесский
Гален из Пергама
Дамаский
Дамон из Афин
Евбулид из Милета
Евгемер из Мессены
Евдем Родосский
Евдокс Книдский
Евдор Александрийский
Евклид из Мегары
Зенон из Элей
Зенон из Китиона
Лакид из Кирены
Навсифан с Теоса
Немесий Эмесский
Ориген
Онесикрит
Павел Самосатский
Панэтий Родосский
Парменид Элейский
Платон Афинский
Саллюстий
Сократ
Татиан
Фаворин
Фаний
Федон
Федр
Феодор Киренский
Феодор Асинский
Феофил Антиохийский
Ферекид из Сироса
Хрисипп из Сол
Цицерон
Эгидий Римский
Эмпедокл
Эпикур
Энесидем
Юлиан Теург
Юлиан Флавий Клавдий
Юлиан Халдей
Юстин-философ
Ямвлих
Демокрит
Демокри́т Абдерский (Δημόκριτος; Абдеры, ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики.
Биография
Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия,Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком сАнаксагором.
Рассказывают, что на эти путешествия Демокрит потратил большие деньги, доставшиеся ему по наследству. Однако растрата наследства в Абдерах преследовалась в судебном порядке. На суде, вместо своей защиты, Демокрит зачитал отрывки из своего произведения, «Великий мирострой», и был оправдан: сограждане решили, что отцовские деньги потрачены не зря.