Содержание
Введение
1. Система идеалистической диалектики Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля
2. Метод философской системы абсолютного знания
3. "Феноменология духа" Гегеля
4. "Философия природы" Гегеля
5. Идеи Гегеля о государстве
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) начинал свою деятельность как последователь Канта и Фихте, однако под влиянием Шеллинга вскоре отказался от концепции "трансцендентального" (объективного) идеализма и перешел на позиции абсолютного (объективного) идеализма.
Принимая за основу всех явлений природы и общества Абсолют — духовное начало, обозначаемое такими терминами, как "мировой" или "абсолютный дух", "мировой разум" или "абсолютное" как таковое, Гегель объявляет его существующим до действительного мира, природы и общества. Но это предсуществование имеет не реальный, логический характер. Абсолютное, по Гегелю обладает имманентной трансцендентностью то есть одновременно находится и по ту сторону мира, как бы над ним (но не до него), и вместе с тем не нем самом. Гегель наделяет "абсолютное" особым специфическим содержанием, обуславливающим его "конструктивно-созидательную роль в мире. Сутью этого "созидания" является "самотематизирование" Абсолюта.
1. Система идеалистической диалектики Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля
Послекантовский идеализм достиг высшей формы и был обобщен в философии Георга-Вильгельма-Фридриха Гегеля (1770—1831), который вошел в историю философии как творец самой развёрнутой и доказанной системы идеалистической диалектики. Кант, как известно, отказал метафизике в претензии на науку, поскольку ум, которому дан всеобщий предмет, без чувственной достоверности впадает в антиномии. Фихте считал, что всеобщее (абсолютное, то есть метафизическое знание) может быть дано уму в интуиции. Этим самым философия возобновила свои права науки о сущем. Однако интуиция как источник философского знания у Фихте и у Шеллинга выступала субъективным и недостаточно обоснованным актом. Гегель преодолел эти недостатки своих предшественников. Две его идеи имели производительное значения при перестройке его философской системы:
· переосмысление соотношения рассудка и ума;
· понимание идей (истины) как системи знания, порождающей себя в процессе развития.
Гегель скептически относился к интуиции как к непосредственному знанию, на котором можно построить философию. По его мнению, всякое знание опосредовано, это касается и философского, умного познания (познания, осуществляемого умом). Философу абсолютное знание дано не как внезапное прозрение, а закономерный результат осмысления наивного рассудочного понятийного, логического нечувственного знания, которое построено по правилам формальной логики и исключает противоречия. Под рассудочным он понимал научное и будничное знания. Это знание, по его мнению, ограниченное, конечное. Его истина предопределена, неизбежна от обстоятельств. Скажем, утверждение "параллельные прямые не пересекаются" теряет истинность в неевклидовой геометрии, а суждение "дождь идет" — как толькодождь прекратится. Философия, которая хочет доабсолютного знания не может удовлетвориться такими конечными истинами, она стремится выйти на границу рассудка. Ум, который стремится к бесконечной абсолютизации истины, в концепции Гегеля не противопоставлен рассудку, а удерживает его знания, включает его в себя. Ум вообще не имеет другого источника знания, кроме рассудка. Но он по-своему интерпретирует истины рассудка, приводит это знания в движение, выстраивает на его основе целостную систему. В самом уме Гегель выделяет негативный и позитивный аспекты. Негативный аспект проявляеться тогда, когда всеобщие понятия, которыми ум оперирует, переходит друг в друга, отрицают друг друга подобно антиномий Канта. Например, конечное предусматривает бесконечное и включает его в себя (как бесконечную делимость) и наоборот, явление включает сущность, а сущность отсылается к явлению. Здесь противоположности отрицают друг друга, а мысль беспрестанно переходит от одной к другой. "Позитивный", ум (Гегель называет его спекулятивным) состоит в преодолении такой негативности в выходе на бесконечное кружение между противоположными определениями, в схватывании их единства. В результате этого преодоления односторонних и противоположных определений ум строит истину как систему знания. Следовательно, по Гегелю, самые общие понятия (категории) человек берет из рассудка (науки). Это, например, такие понятия, как "бытие", "качество", "количество", "мера," "сущность", "явление", "смысл", "форма". Он понимал, что содержание этих понятий невозможно вывести из конкретного знания, их невозможно определить и формально логично, подведши под общее понятие, поскольку категории — это самые общие понятия. И Гегель находит действительно мудрый выход: эти понятия (категории) можно определить (раскрыть их смысл) через соотношение между собой. Именно такое отношение, которое переростает в систему категорий, и изучает диалектическая логика Гегеля. Категории он понимал как моменты, ступени развития идеи (абсолютного знания).
2. Метод философской системы абсолютного знания
Формой диалектического развития и построения всей системы в Гегеля является взятый у Фихте цикл — тезис, антитезис, синтез — так называемая триада, согласно с которой мысль (идея) в своём развитии переходит в свою противоположность, она на следующем этапе заменяется своей противоположностью и, благодаря этому, примиряет в себе два предыдущих этапа. Так коротко можно очертить метод, который делает возможной философию как систему абсолютного знания Гегеля.
Гегель, как и Шеллинг, выходил из принципа тождественности мышления и бытия, из идеи, которая сняла противоположность субъекта и объекта. Философия, считал он, должна иметь дело с абсолютным знаниям, со знанием, которое не зависит ни от предмета, ни от сознания. Но такое абсолютное знание не дано непосредственно, его необходимо достичь, усвоив предыдущие неабсолютные формы. Путь, который проходит сознание для достижения абсолютного знания, изображен Гегелем в "Феноменологии духа", — первом его зрелом труде.
3. "Феноменология духа" Гегеля
"Феноменология духа" показательна, учитывая реализованные в ней такие идеи:
1. Процесс познания подан как циклическое повторение опредмечивания сознания и "распредмечивание" (преодоление предметности). Антитеза. Под "опредмечиванием" Гегель понимал выход сознания наружу, приобретение ним предметной формы (например, инженер создал машину, художник произведение, парламент конституцию). Это творение становится самостоятельным предметом (объектом) который начинае жить собственной жизнью. При этом его жизнь может вступить в противоречие с замыслами творца (техника порождает проблемы, конституция, как оказывается, не удовлетворяет людей и тому подобное). Эта несовместимость логики субъекта и логики жизни объекта називаеться "отчуждением". Следовательно, отчуждение — это такое отношение субъекта и объекта, при котором субъект не видит себя в своём творении, отказывается признать его своим. Для Гегеля опредмечивание часто превращается в отчуждение по той причине, что сознание (идеальное), воплощаясь в предмет (материальное), отталкивает свое творение именно потому, что оно материально. То есть отчуждение принимает форму противостояния идеального и материального. И это отчуждение преодолевается благодаря осознанию идеей того, что материальное творение является её инобытием (то есть её бытием в другой форме). Идея узнаёт себя в своему творении и примеряется к нему. Категория опредмечивания и производное от неё отчуждение сыграли значительную роль в философии Фейербаха и Маркса.
2. В "Феноменологии духа" субстанция виступает как субстанция-субъект. Под субстанцией Гегель и его предшественники Фихте и Шеллинг, понимали идею, которая развивается. Субстанция — это объективированные, преобразованные во что-то самостоятельное формы знания (искусство, религия, философия и др.). Но эти знания (субстанция) движутся вперед реальными людьми (субъектами), которые усваивают готовые формы и идут далее. В концепции субстанции (общественное знание) и субъекта (сознанию индивида) Гегель розвивает идею единства общественно-исторического и индивидуального субъекта, преодолевая робинзонаду (рассмотрение субъекта как отдельного индивида) предыдущей философии. Правда, это единство быстрее декларируется как общий принцип, который базируется через конкретные формы. (Проблемы коммуникации и интерсубъективности, которые исследуют конкретные формы выхода за грани индивидуального субъекта, появились перед философией лишь в 20ст.)
3. "Феноменология духа" построена на принципе историзма. Философию 17 – 18 вв., предметом которой преимущественно была природа, время и история, интересовали касательно. Вместо этого в 19 в., когда предметам исследования становится культура, проблеми историчности выходят на передний план. И это понятно, поскольку время не так важно для природы, как для культуры. Время, историчность являются способом существования, постоянного самовоспроизведения культуры. Эта мысль в развёрнцтом виде представлена впервые в философии Гегеля, для которой прошлое существует в современном сознании как структурний элемент, как элемент и логической перестройки. И поэтому для понимания современного знания (сознания) необходимо исследовать путь его исторического становлення. Благодаря "Феноменологии духа" отдельное сознание поднялось к абсолютной идее, которая, собственно, и является предметом изучения философии Гегеля. Абсолютная идея (Бог) в своем развитии преодолевает такие ступени: сначала она разворачивается в собственной стихи — в чистом мышлении, следовательно переходит в природу, но природа как не материальное, телесное отвечает сути и она создаёт сферу духа, то есть человеческую культуру, которая пребывает в историческом развитии. Следовательно, развитие идеи происходит по диалектической триаде — тезис (чистое мышление), антитезис (природа) и синтез (дух). Соответственно и система философии Гегеля распадается на "Логику" как науку о чистом мышлении, "Философию природы" и "Философию духа". Согласно принципа тождественности мышления и бытие Гегель провозглашает логику учением не только о мышлении, но и о формах бытия, поскольку сущностью бытия является мышление. Предметом его логики становятся категории. Но категории у Гегеля — это не априорные формы рассудка Канта. Они являются общими понятиями ума, моментами в развитии абсолютной идеи. Развитие идеи по ступеням (категориям) — от наиболее абстрактных и односторонних определений к конкретным и полным — составляет содержание логики. То есть Гегель пытался расположить все общие понятия в таком порядке, который отвечал бы логике развития любого знания. Самыми общими узловыми моментами этого порядка являются бытие, сущность и понятие. Действительно, любое познание дредмета фиксирует в первую очередь его бытие (например, атом), дальше познание проникает в его сущность и формирует понятие (теорию атома). Потому логика Гегеля и распадается на три части — "Бытие", "Сущность" и "Понятие" Каждая из них, в свою очередь, также включает триаду. Например, "Бытие" делится на качество, количество, меру, которые опять же распадаются на триады. Благодаря этому предметом исследования "Логики" становится свыше 80 общих понятий, каждое из которых переходит в следующие и охватывает предыдущие. В частности, в "Бытии" Гегель рассмотрел взаимосвязь, как категории качества и количества, их переход в меру. В "Сущности" показано единство и взаимопроникновение противоположностей. "Понятие", как и вся сиетема, построено на принципе отрицания. Переход количества в качество, взаимопроникновение (борьба) противоположностей и отрицание отрицания конуры вознесены в марксизме к рангу трех законов диалектики, которым пытались подчинить все явления мира. В "Логике" Гегеля оказалась гибкость понятий, их взаимозависимость, субординация по глубине проникновения в суть. Свою логику (как логику ума) он противопоставлял формальной логике Аристотеля, которую считал логикой рассудка. Попытка советских философов на основе "Логики" Гегеля, а также "Капитала" Маркса создать диалектическую логику, отличающуюся от традиционной аристотелевской, оказалась бесплодной. И все же "Логика" Гегеля остаётся непревзойденным образцом диалектики; разработанный им диалектический метод является одним в из самых продуктивных в философии. Уязвимым аспектом диалектически логика Гегеля является то, что она навязывает свою схему общих понятий (категорий) любому предмету. Она не выводит категории из развития предмета, а пытается извне привнести их в предмет. Логика, ограничивающая действительность, предстаёт как панлогизм. Однако не следует отрицать и положительной стороны диалектической логики. Именно благодаря ей общие понятия (необходимость и случайность, тождественность и отличие и др.) мыслятся во взаимосвязи, в переходах. Содержание этих понятий через их соотношение приобрело ту определенность, которая выскальзывала из рассудочного и будничного мышления.