Историцистский вариант философии жизни получил развитие в работах немецких философов В. Дильтея (1833-1911), Г. Зиммеля (1858-1918), О. Шпенглера (1880-1936), испанского философа Х. Ортега-Гассета (1883-1955) и др. У них главным объектом исследования является человеческая культура, происхождение и сущность ее различных форм, которые понимаются кА проявление исходной иррациональной силы. Оставаясь в рамках философии жизни, каждый из них предлагал свое понимание жизни и культуры.
В. Дильтей представлял жизнь как способ бытия человека, пребывающего в историко-культурной реальности; любые явления культуры есть проявление «объективного духа», действующего в истории; в них раскрывается суть человека, которая постижима интуитивно, но не до конца; всегда остается «последняя тайна» жизни, к которой можно только приблизиться, но нельзя постичь полностью.
Г. Зиммель считал, что жизнь – это процесс творческого становления, который не может быть правильно понят рациональными методами и средствами; он постижим только во внутреннем переживании. Именно эти уникальные переживания жизни и получают объективацию в различных формах культуры.
О. Шпенглер полагал, что жизнь – проявление слепой стихийной силы. Её «всплески» и «прорывы» порождают культуры, каждая из которых – живой и цельный организм, проходящий различные стадии развития. Нет общечеловеческой культуры, а есть только отдельные, самостоятельные.
Вывод: Иррационализм (основа философии жизни) – философское учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления, признающее основным родом познания интуицию чувство, инстинкт. Основные представители (Бергсон, Шопенгауэр, Ницше) считали действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчиненных игре случая, слепой воле. Работы каждого из них дополняли и преобразовывали друг друга, создавали более совершенные концепции философии жизни, открывающие интуитивное познание воли, мира, жизни.
2. Философские аспекты психоанализа
Создателем психоанализа является австрийский невропатолог, психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). Организационное становление психоанализа началось в 1902 г., когда в Вене вокруг Фрейда собрался кружок его единомышленников. В 1908 г. состоялся первый конгресс Международной психоаналитической ассоциации, первым президентом которой был избран К.Г. Юнг (в 1909 г.). Фрейдизм быстро получил распространение среди психологов и психиатров и стал весьма популярным среди образованных людей Запада.
Характерные особенности теории Фрейда
Суть фрейдовского открытия заключалась в обнаружении бессознательного. Конечно, о наличии неосознанного содержания в человеческой психике знали и раньше, однако только Фрейд открыл бессознательное как самостоятельное, независимое от сознания безличное начало человеческой души.
Разделение психики человека на сознательную и бессознательную сферы является основной предпосылкой психоанализа. Следует различать латентное и вытесненное бессознательное. Любое представление осознается человеком в некоторый данный момент времени, а затем становится бессознательным элементом психики, который при определенных условиях без затруднений вновь может появиться в сознании. Такое бессознательное называется латентным бессознательным.
Психоаналитическую теорию интересует иной вид бессознательного — вытесненное бессознательное. С точки зрения Фрейда, некоторые представления не являются сознательными потому, что им противодействует мощная психическая сила, которая не допускает их в сознание. Подобные состояния и называются вытесненными. Понятие бессознательного мы и получаем главным образом из учения о вытеснении.
«Вытеснение» — защитный механизм психики, суть которого заключается в активном забывании, удалении из сферы сознания травмирующих личность влечений и импульсов. Наличие в психике подобных механизмов предопределяет ее структуру.
Фрейд выделял в психике человека три части: Я, Оно и Сверх-Я. Инстанция психики, называемая «Я», олицетворяет то, что можно назвать разумом или рассудительностью, и отвечает главным образом за получение восприятий от внешнего мира. Таким образом, «Я» выполняет весьма скромные функции, и полагать, будто «Я» руководит нашей жизнью, — иллюзия. На самом деле властвует природное безличное начало, образующее бессознательную основу нашей души и называемое «Оно». Данная инстанция психики имеет чисто природное происхождение и в нем сосредоточены первичные влечения человека. Последние сводятся к двум: сексуальному желанию и влечению к смерти. Человеческое «Я» постоянно пытается подчинить «Оно» принципу реальности.
Следует отметить: что традиционно именно в «Я» видели ядро личности, с которым и рационалисты, и гуманисты связывали основные интеллектуальные и моральные функции. Из концепции же Фрейда следует, что моральная сторона жизни личности во многом имеет бессознательный характер. Основанием для такого вывода является учение о «Сверх-Я».
«Сверх-Я» имеет существенное значение в выработке характера человека. Как известно, если человек нуждается в каких-то объектах удовлетворения потребностей (влечений) и ему приходится от них отказываться, то нередко наступает изменение личности данного человека. Поэтому характер представляет собой специфический осадок отвергнутых привязанностей к объекту: характер каждого человека, по Фрейду, формируется на основе истории выборов объектов влечения и получаемых отказов в удовлетворении данных влечений.
Самая важная привязанность человека — привязанность к родителям (Эдипов комплекс). Эдип — герой древнегреческой мифологии, суть трагедии которого заключалась в том, что, принадлежа к роду фиванских царей, он становится жертвой тяготеющего над этим родом проклятия. Сам того не ведая, Эдип в точности осуществляет предсказанное: убивает своего отца и женится на собственной матери. Как предполагает Фрейд, трагедия Эдипа когда-то реально разыгралась в первобытном племени, породив суровые запреты на подобные действия — табу. В силу же биогенетического закона, который ученый считал важнейшим законом психоанализа, подобная трагедия неизменно повторяется на каждой семейной сцене. Суть биогенетического закона состоит в том, что онтогенез (индивидуальное развитие человека) есть повторение филогенеза (развития человеческого рода). И этот закон, и история Эдипа, пересказанная Фрейдом, часто вызывали как критику, так и просто недоумение. Однако не следует упускать из виду важный вывод, сделанный австрийским психологом. В результате господства Эдипова комплекса в «Я» человека отлагается осадок, который противостоит прочему содержанию «Я» в качестве «Я-идеала» или «Сверх-Я».
«Сверх-Я» является наследником Эдипова комплекса и концентрирует в себе требования и запреты, порожденные воспитанием, традицией, социальной средой и вообще всем филогенезом. Все, что биологические задатки и судьбы человеческой истории создали в личности, закрепляется в «Сверх-Я» в форме идеала и индивидуально переживается человеком. Таким образом, культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформляясь в качестве особой бессознательной инстанции — «Сверх-Я». Не эволюционное развитие орудий труда и интеллекта, а появление совести выделяет человека из животного мира. Именно совесть и создает феномен культуры. Преступление, навязчивые видения как последствия преступления и раскаяние — все это, с точки зрения Фрейда, и является источниками появления человеческой культуры. Культура тогда должна пониматься скорее как средство принуждения человека к социально-упорядоченному поведению, как инструмент подавления первичных асоциальных позывов, а не только как пространство человеческого самосовершенствования на основе творческой деятельности.
Постановка и исследование проблемы бессознательного и сексуальных влечений, открытие явления сублимации, сама разработка основ метода психоанализа и многое другое являются безусловной заслугой Фрейда. И хотя многие центральные идеи Фрейда (учение об «Эдиповом комплексе», архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений) были позднее отвергнуты даже фрейдистами, тем не менее Фрейд оказал колоссальное влияние на развитие не только современной психологии, но философии и культуры Запада в целом.
Критический анализ теории Фрейда.
Теория Фрейда направлена на изучение массового сознания, взаимоотношений в социуме. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от материалистических в своей основе попыток объяснить изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную, субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания. Над душой человека властвуют, как рок, неизменны психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с «принципом реальности», к которой приспосабливается сознание.
Влияние теории Фрейда на культуру и философию
Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области культуры, и особенно заметное – на теорию и произведения западного искусства. Меньшее влияние фрейдизм имеет сейчас в неврологии и психиатрии. В своем развитии психоанализ прошел несколько этапов: от терапии неврозов и поисков методов исследования бессознательных психических процессов до «метапсихологии» как совокупности теоретических постулатов о человеческой природе. Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, искусствоведении, литературоведении, социальной психологии, философии, культурологии — диапазон использования психоанализа в наши дни достаточно широк.