Платон - в его учении можно выделить составные части:
онтологию - бытие - вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Оно множественно, т . е. бытие есть вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е. то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет истинного бытия - разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.
Космологию - учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом - объективный идеализм (Демиурд).
Гносеологию - опирается на учение о душе. Тело человека смертно, а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей. Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт мнение.
Этику - условие нравственных поступков - истинное знание, которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая, вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством разума даёт начало добродетели, справедливости.
Аристотель - ученик Платона - провёл разграничение наук на теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла).
Онтология - бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы - лишённые материи формы.
Учение о душе - Душа есть форма по отношению к материи - это проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой. Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная (способность к ощущению), разумная.
Учение о человеке - Человека отличает способность к интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию. Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Высшая форма деятельности человека - познавательная и теоретическая.
Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ). Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие основные течения:
Эпикуреизм - предание удовольствию;
Стоицизм - следование судьбе и долгу;
Кинизм - воздержание от суждений.
Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души - отказ от разработки фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма односторонней, которой отстаиваются пути достижения "атарксии" - невозмутимости. 6. Отличительные особенности философии Средневековья.
Средневековая европейская христианская философия — занимает большой период времени — с I до XV в. Главная особенность этого этапа развития философии — ее сопря¬женность с верованиями христианства. Философия разви¬вается с учетом основных религиозных догм. Церковь яв¬лялась в те времена средоточием и центром духовной культуры и образования. Естественно, философия высту-пала как «служанка богословия», т. е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важно¬му знанию — теологическому (богословскому). Подав¬ляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. Основные проблемы фило¬софии также смыкались с богословскими, как, например, «сотворен мир Богом или существует сам по себе?», «как
сочетаются свобода воли человека и Божественное пре-допределение?» и т. д. Такое сближение философии с ре¬лигией называют сакрализацией философии.
Основные этапы средневековой философии — патристи¬ка и схоластика. Обычно этап патристики (от слова «па¬тер» — «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов хрис¬тианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.
Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) от¬ношение веры и разума, откровения христиан и мудрос¬ти язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и опреде¬ление этой цели— «Град Божий»; 4) свобода воли чело¬века и возможность спасения его души; 5) проблема про¬исхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.
На построение основных концепций и категориального аппарата философии «отцов Церкви» определенное вли¬яние оказало учение Платона. С V по VIII в. — этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамаскин, Мак¬сим Исповедник, Петр Ивер и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций.
Этап схоластики (IX—XV вв.) продолжает проблемати¬ку патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняют¬ся, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозна-чает «школьную, учебную» философию, преподававшую¬ся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, и особенно философией, были «схоласта¬ми», это звание было почетным, по смыслу близким по-нятию «ученый теоретик».
Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. Однако если эти проблемы по содержанию по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, то на первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного. После¬дний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» (общее суще¬ствует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи) или с позиций «реализма» (об¬щее существует реально в виде некой сущности). Схолас¬тическая философия ставила задачу постижения сущнос¬ти христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки — философии. Отсюда последняя обретала статус науки, вполне сочета¬емой с религией и помышляющей о спасении человечес¬кой души. Античная философия теперь уже не считается враждебной христианству, и ей уделяется большое внима¬ние, ряд ее положений переосмысливается, ее категори¬альный аппарат находит применение при разработке про-блем христианской философии.
Отношение к понятиям, их определениям, классифи¬кациям и схемам становилось иногда чрезмерным, засло¬няя суть проблемы. Тогда занятия философией сводились к выработке сети понятий, становились пустой игрой по¬нятий — той самой «схоластикой», которую отождествля¬ют и доныне с бессодержательностью, нежизненностью, надуманностью проблем, скрывающейся за многозначи¬тельностью и научностью терминов.
Что касается христианского учения, то схоластика больше анализирует учения «отцов Церкви», чем Священ¬ное Писание. В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко вы¬раженной философской петицией «реализма» и развитым логическим мышлением.
7. Проблема бытия, человека в филос. эпохи Возрождения.
Эпоха возрождения – переход от средневековья к новому времени. Охватывает 14-17 века. Возрождение – новый расцвет античной культуры, науки, ф-ии.
Осн. идеи:
- главный принцип – антропоцентризм (основное снимание софистов – на человека);
- гуманизм – стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни; признание человека личностью и его право на тв-во свободу, счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о себе, о своей цели и роли в мире.
- постулирование творческой сущности человека; он не подражает ни природе, ни богу, он сам по себе деятелен
- личностно-материалистическое понимание мира, т.е. всё существующее понимается в проекции на человека при акценте на его телесной сущности
- преобладание эстетического понимания действительности над моралистическими и научными представлениями
- антисхолластика; стремление развенчать мнимые авторитеты церкви, догмы (утверждение); особенно важное значение в этом смысле имела реформация – движение в пользу религиозных реформ (Я. Гус, М. Лютер, Т. Мюнцер)
- натурфилософское понимание мира;
натурфилософия – философия природы; диалектика – математика, астрономия;
- пантеизм (Дж. Бруно)- бог растворён в природе и присутствует в ней как необходимость.
Философия Нового времени (XVII в.)
XVII век – называют веком великих систем и веком философий, написанных геометрическим, т.е. математическим способом, а также веком рационализма.
Френсис Бекон (1561-1626): «Знание есть сила». Основное внимание Б. уделял проблематике науки, знания и познания: «Смысл, призвание и задача науки, чтобы имела от неё пользу и успех сама жизнь». «Философия – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании».
Основное метод Б. изложен в его основной работе: «Новый Органон». «Метод - инструмент-помощник». «Исходный момент познавательной деятельности – чувство; чувственное познание включено в опыт и эксперимент; основной рабочий метод – индукция (от частного к общему)». «Инструкция – это форма доказательства, которая присматривается к чувствам и стремится постичь естественный характер вещей».
Рене Декарт (Картезий) (1596-1650). Основной тезис его философии: «мыслю, следовательно существую» (cogito, ergo sum). «Человек – это мыслящая вещь».