Общество - определенная социальная общность, существует благодаря взаимосвязи индивидов и общностей людей между собой. История народов Древнего Востока (Китай, Корея, Япония и др.), Греции, Рима, Ближнего Востока (Вавилон, Ассирия, Египет и др.), народов Европы cтали для Иоганна Гердера базой исследования развития мировой истории. Анализируя историю средневековья в Европе, Иоганн Гердер особо выделяет цеховое ремесло, подчеркивает, что цехи в Европе взяли верх над другими, стали "школами, в которых воспитывался дух изобретательства".
Основные черты концепции истории по Гердеру, идеи саморазвития, наследственность культурной истории человечества, ее беспрерывность в пространстве и во времени - объективный, закономерный характер общественного прогресса.
Потребность в экономических и политических знаниях вызывалась развитием капиталистических отношений, расширенного производства, торговли и т.п.
Все это заставило искать пути и средства в получении разнообразной социологической информации, стимулировало развитие различных отраслей социальных знаний. В XVII в. появляется наука - политическая экономия, ставшая новым шагом в познании общества и его закономерностей.
В средние века экономическая наука в лоне так называемой камералистики (смесь различных знаний - экономических, агрономических, географических, горного дела, сельского хозяйства, лесоводства и даже искусства ведения домашнего хозяйства и т.п.), цель и задачи которой - обучение управлению крупными феодальными хозяйствами. От камералистики постепенно отпочковывается политическая экономия, предшественником которой стал меркантилизм.
Меркантилизм - экономическая политика, связанная с концепциями накопления денежного баланса страны и концепции денежной массы государством, обеспечивающих богатство, экономическую и политическую мощь.
Английский ученый Уильям Петти (1623 - 1678 гг.) одним из первых представителей классической политической экономии показал, что не денежная политика, а производство - основа экономической и политической мощи государства. Позже Адам Смит (1723 - 1790 гг.), Давид Рикардо (1772 - 1823 гг.) зародили основы теории трудовой стоимости, раскрыли некоторые законы капиталистического производства (стоимость товара, оборот денег и др.). Впервые в истории наряду с экономическими закономерностями устанавливаются эмпирические социальные закономерности и т.п. Английский коммерсант Джон Граунт тогда же устанавливает закономерности соотношения новорожденных и умерших.
В Германии исследователи Йоганн Зюссмильх, Герман Конринг и др. занимаются проблемами статистических исследований демографических процессов. В XVIII в. в России из-за экономических, политических, военных потребностей осуществляются первые переписи населения.
Тогда же и в Украине проведена подушная перепись населения. В России начало специальным статистическим демографическим исследованиям положено Иваном и Карлом Германами. Происходил процесс постепенного накопления данных, фактов для обществоведения.
Социальные познания XVII - XVIII веков создали качественно новые условия дальнейшего исторического развития. Социально - экономические, политические и духовные потребности и логика развития самого научного познания обусловили широкое развертывание разнообразных социальных исследований.
Достижения политической экономии, социальной и моральной статистики, то есть демографических исследований, фундаментальные идеи философии истории о целостности и единстве человечества открывали путь исследования дальнейшего развития социального познания. Кризис историографического эмпиризма, абстрактности философии анализа человека, неэффектность познания философии истории выдвигали перед наукой необходимость новых подходов и поисков в понимании человека. Развитие биологии, физиологии, психологии и т.п. указало на неисчерпаемость возможностей переориентации обществоведения, тем более уже сложилось тогда представление о том, что общество - природное образование, выходящее из природы и ее сущности - высший продукт.
2. Анри Сен-Симон и его наука о человеке
Политический след в истории социологической мысли оставило творчество Анри Сен-Симона, учителя и предшественника Огюста Конта, которого иногда называют "крестным отцом" социологии.
В начале XIX в. все больше уделяется внимание преимуществам так называемого позитивного познания, получаемых с помощью специальных наук путем наблюдения и эксперимента. Сен-Симон одним из первых приходит к пониманию научности позитивных знаний. Уже в 1813 г. в труде "Очерк науки о человеке" он выступает с настоятельным требованием отказаться от абсолютной, предположительной концепции о подлинной науке, "придать науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдении и разрабатывая методом, используемым в иных отраслях физики”.
Сен-Симон предполагает обществоведению отказаться от метафизической сущности науки о человеке и придать ей позитивный принципиально новый характер, что позволило бы широко познать действительный мир человека, проникнуть в существо многообразных связей и отношений в обществе, познать человека в объективных условиях его коллективного бытия.
Сен-Симон считал основой прогресса общества прогресс знания, человеческого разума, рассматриваемого им как "верховный закон". История общества - единая цепь взаимосвязанных между собой прошлого, настоящего и будущего знаний, потому что грядущее складывается из прошлого и настоящего интеллектуального потенциала.
Рассматривая историю общества как непрерывный процесс развития человеческого разума, Сен-Симон раскрывает ее "через закон трех базисов" - теологического, метафизического и позитивного.
Согласно науки о человеке и обществе позитивизм вносит такие постулаты: выделение общества как специфического научного предмета и объекта исследования и постановка вопроса о необходимости науки о человеке как самостоятельной отрасли научного знания; введение наблюдений и точных методов фиксирования явлений и описание их взаимодействия и взаимосвязей, рассмотрение общества в системе его взаимосвязи с природой и зависимости науки о человеке (социальной - физики или физиологии) от естественных и социальных наук.
Сен-Симон критиковал историю за то, что она не поднималась над хаосом фактов до их обобщения, подробного анализа, не видела связей между собой в системе: прошлое - настоящее - будущее.