Следовательно, и математика, и природоведение как науки возможны благодарясубъективным априорным формам созерцанияня и рассудка. А поскольку этиформы общечеловеческие, то истины математики и природоведения вечны. Другими словами, Кант считал, что геометрия Евклида и физика Ньютона являются вечными и неизменными знанию, ведь в основе их лежат присущие человеку априорные правила упорядочивания чувственного материала, а других правил она не может представить. Потому наука может только распространять причинные связи или разнообразить фигуры в пространстве, а выхода на другое понимание причинности и пространственности (возможность науки другого типа, например не евклидова геометрия, не ньютонова физика).
Отвечая на вопрос, возможна лиметафизика как наука, Кант обратился к анализу ума— третьей познавательной способности человека. Рассудок, по Канту, конечен, его истины ограниченны, что есть возможным чувственнымопытом. Но человек не хочет смириться из этой ограниченностью. Он пытается применить рассудок за пределами чувственного опыта, вывести его за конечное. Например, в опыте человеку дана только ограниченная часть мира, о которой он может судить строго научно. Но человек стремится выражаться о мире в целом, то есть о том, что выходит за пределы опыта. Подобно тому как созерцание имеет чистые формы (пространство и время), рассудок априорные категории (количество, качество, причинность ), ум имеет априорные идеи. Это — идеи души, мира и Бога, то есть основные идеи, которые анализирует метафизика.
Исследуя познавательнуюфункциюидей ума, Кант доказывает, чтологическиепостроения, которые метафизика пытается свести на их основе (при отсутствии контроля чувственного опыта) являются проблематичными. Например, попытка перейти от идеи Бога к его реальному существованию базируется на логических ошибках. Кант, в частности, опровергает онтологическое доказательство бытия Бога. Необоснован также, по его мнению, переход от идеи душе к душе как субстанции. Больше всего разочарования приносит идея мира. Попытка метафизики осмыслить мир в целом приводит к логическим противоречиям. Так, можно без логических ошибок доказать, что мир ограничен в пространстве и времени, и что он бесконечен; что он делится к бесконечности и что есть неделимые частицы; что мир строго детерминован и что в нем есть свобода. Эти необходимы противоречия (Кант называет ихантимониями) являются свидетельством того, что ум здесь бесплоден, что он вышел за пределы своих возможностей. Поэтому диалектика, которая изучает идеи ума, по Канту, является учением о необходимых, но бесплодных противоречиях. Позже Гегель по-своему переосмыслит эти мысли Канта. Идеям ума Кант отводит лишь регулятивную функцию. Они не могут конструировать объект, потому что такой объект выходит за сферу феноменов, опыта, но могут синтезировать имеющееся знания в систему.
2. Критический период в философии Канта
Кроме теоретического, Кант признавал в человеке и практический ум, исследованию которого посвящена "Критика практического разума". Практический разум является умной волей, направленной на овладение реальностью. Если теоретический разум имеет дело с явлениями (с конституированным им миром), то практический касается сферы ноуменов (вещей в себе, Бога и души). Заслуга Канта состоит в том, что он поставил практический разум выше теоретического. Знания, по его мнению, имеют ценность тогда, когда оный служит высшей ценности — благу человека. Само по себя оным не является благом. В этом Кант отходилот просветителей, которые были склонны в уме (знании как таковом) видетьморальнуюценность.
Практический разуму Канта руководщитвсемипрактичниатипоступками человека, в том числе и моральными. Он виходит из того, чточеловеческая воля автономна, то естьона сама себя задаёт законы своейдеятельности. Воля в своёмдействии не зависиманиот внешнихфакторов, ниот внутреннихимпульсовчеловека. На этом понимании свободы воли Кант построил свою концепциюморали. Такое пониманиепринциповморали было новым для философии. Новое слово, сказанное Кантом о поведениичеловека, — автономиянравственности. Предыдущие теории были гетерономные, то есть выводили мораль извнешнихкасательноихпринципов. Философы до Канта пытались вывести мораль из воли Бога, установок общества, требованийвродженогочувства, из стремлений к счастью, наслаждению, пользе. И только Кант утверждал принципиальную самостоятельность и ценность самих моральных принципов, которые базируются на свободе воли. Воля в своей деятельности руководствуется определенными императивами — призывами, велениями, наставлениями. В основе же морального поступка, который в принципе не должен преследовать корыстной цели, лежит категорический императив, то есть всеобщее веление. Его Кант формулирует так: "Поступай так, чтобы максима (правило) твоей воли всегда могла принципом для всеобщего законодательства". Другими словами, измеряй принцип своего морального поступка с всеобщим благом, совершай так, как ты хочешь, чтобы совершали относительно тебя.
Приняв принцип свободы волы, Кант требовал отношения к человеку как к цели, как к сущему, которое имеет цель в себе, а не как к средству. Отсюда и категорический императив может приобрести форму: не рассматривай второго человека (и самого себя) как средство, а только как цель. Кант — ригорист (сторонник суровых правил) в сфере морали. Моральными являются лишь те поступки, которые основываются на категорическом императиве, на обязанности. Если человек, например, делает добро второму человеку, потому что ему нравится делать добро, а не, потому что он должна это делать, то такие поступки не являются чисто моральными.
Заключение
Иммануил Кант – философ, которого по силе духа и влиянию на дальнейшее развитие философской мысли часто сравнивают с Платоном. Философия Канта – переходное звено между рационализмом просвещения и романтически окрашенной философией 19 века. Кант, как и просветители был проникнут идеей разума, способного продуцировать вечные истины.И. Кант сформировал философскую традицию, в пределах которой удалось переосмыслить много проблем, над которыми безуспешно бились многие философы.
Совершив коперниковский переворот в философии, Кант смог сформировать новый взгляд на такие категории как человек, воля, право и этика. Предметом своего исследования Кант сделал прежде всего человека, стремясь анализировать его поступки, действия, стремление познать окружающий мир.
В докритический период основным направлением исследований Канта стал теоретический разум, с помощью которого человек может понять природу. Кант произвел свой подход к разрешению этой проблемы, назвав его конструктивным критицизмом.
В критический период Кант приложил усилия к исследованию практического разума. Практический разум является умной волей, направленной на овладение реальностью.
Список использованной литературы
1. Блинников Л.В. Великие философы. – М., 1998.
2. Гулыга А. Кант. – М., 1977.
3. Кант И. Сочинения: В 6 т. – М., 1964.
4. Философия: Курс лекций. – К., 1994.